Истинный знаток искусства—не философ, строющий
теорию эстетики, часто это даже не историк искусства и далеко не всегда
хранитель музея, но по большей части это собиратель-коллекционер,
любящий искусство не в теории, не научно, а на практике, ради обладания
предметами искусства, в целях наслаждения ими в своем жилище в часы
досуга. Тонкий вкус, художественный опыт, верность глаза делают мнения и
совет коллекционера особенно ценными, как это прекрасно подтверждается
содержанием этой книги, написанной одним из таких любителей искусства в
самой жизни, на практике, которому, однако, не остались неизвестными и
исторические факты, и общие принципы в области искусства.
Вся книга, начиная от бесспорно верных мыслей автора о значении собрания
гравюр в составе художественной части местного музея и кончая
указаниями, что приобретать в области гравюр и как хранить их,
проникнута реальным деловым духом. Она не только может послужить
путеводителем для начинающего собирать гравюры, но даже и музейный
работник-специалист встретит в ней интересные и ценные мысли, которые
даются только личным опытом и практикой художественного собирания.
Особенно полезной эта книжка будет, несомненно, для работников местных
музеев, так как, если не считать русского перевода несколько
многословной и устаревшей уже книги Вессели, это—первая русская работа о
собирании и распознавании гравюр. В качестве практического руководства и
первого справочника при музейной работе эта книга имеет два больших
достоинства: она написана, во-первых, кратко, (а быть
кратким гораздо трудней, чем изложить то же самое
пространно), и, во-вторых—ясно. Ее план хорошо продуман и отчетлив. На
все главные вопросы, интересные для собирателей и музейных работников,
приступающих к изучению гравюры, здесь даны ответы.
Заслуживает полного сочувствия и руководящая идея автора сделать гравюру
первоисточником подлинных художественных впечатлений и проводником
западной культуры в широкие слои музейных посетителей, большей частью не
имеющих о ней никакого представления или знакомых с западным искусством,
по выражению автора, только по „литературным сказаниям".
Мы не сомневаемся, что этой книге предстоит выдержать несколько изданий
и, не меняясь в основном плане, постоянно пополняться и
совершенствоваться в соответствии с новыми успехами научной истории
гравюры.