Контроль показателей зубчатых колес

  Главная       Учебники - Техника      Контроль деталей, обработанных на металлорежущих станках (А.В. Коваленко)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Контроль показателей зубчатых колес

 

Контроль показателей зубчатых колес, характеризующих контакт зубьев в передаче, таких как погрешность направления зуба, отклонения контактной линии от прямолинейности и от заданного направления осуществляют на специальных приборах. Поэлементный контроль отдельных показателей производят в случаях, когда не был осуществлен комплексный контроль по пятну контакта. Для поэлементного контроля используются ходомеры, контактомеры и другие специальные измерительные приборы.

Измерение толщины зубьев по хорде характеризует боковой зазор пары цилиндрических прямозубых или косозубых колес. Это измерение выполняет с помощью хордовых (кромочных) зубомеров, которые проверяют толщину зуба на заданном расстоянии от окружности вершин зубьев. Зубомеры имеют две взаимно перпендикулярные шкалы, одна из которых предназначена для измерения толщины зуба на заданной высоте, а вторая для установки на приборе заданной высоты от вершины зубьев.

 

 

Рис. 66. Штангензубомер для измерения толщины зуба



Выпускают две модели хордовых (кромочных) зубомеров: штангензубомеры (рис. 66) и индикаторные зубомеры. При измерении толщины зуба штангензубомером вначале по вертикальной шкале 1 и нониусу 2 упор 3 устанавливают на размер заданной высоты h, а затем по горизонтальной шкале 5 и нониусу 4 ведут отсчет толщины зуба по постоянной хорде s. К
недостаткам штангензубомеров следует отнести низкую точность отсчета по нониусу (цена деления 0,1—0,05 мм), быстрый износ кромок измерительных губок, влияние на результат измерения отклонений диаметра окружности выступов. Большую точность измерения обеспечивают зубомеры с индикаторной головкой (цена деления 0,01 мм).

Для контроля толщины зуба колес невысокой точности в цеховых условиях иногда применяют предельные жесткие калибры-скобы, стороны ПР и НЕ которых соответствуют наибольшему и наименьшему размерам толщины зуба по постоянной хорде. Высота губок скоб соответствует расстоянию, на котором проверяется толщина зуба. У годной детали со стороны ПР должен быть зазор по толщине зуба, а со стороны НЕ — по высоте зуба. Для измерения толщины зуба колес внутреннего зацепления выпускают специальные зубомеры с индикаторными головками.

Тангенциальный зубомер отличается от кромочного тем, что его измерительные губки расположены под углом 40°, а размер по высоте зуба фиксируется наконечником измерительной головки, предварительно устанавливаемой в нулевое положение по контрольному ролику для данного модуля, который входит в комплект прибора. Отклонение толщины зуба фиксируется по шкале измерительной головки. Нормы точности на конические зубчатые передачи установлены СТ СЭВ 186—75.

Для конических колес, как и для цилиндрических, установлено 12 степеней точности. Однако для 1—3-й степеней допуски стандартом не регламентированы. Стандарт содержит три вида норм: кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев зубчатых колес и передач. Допускается возможность комбинирования степеней точности по этим трем видам норм. На допуски червячных цилиндрических передач вводится СТ СЭВ 311—76 взамен ГОСТ 3675—56.

Многие параметры, нормируемые в стандарте на червячные передачи, близки к установленным в ГОСТ 1643—72 для цилиндрических зубчатых передач. В стандарте установлены нормы и числовые значения для всех степеней точности (1—12) в связи с тем, что практически изготовляют червячные пары любых степеней точности [10].

Учитывая сложность геометрических форм конических зубчатых колес, особенно колес с криволинейной линией зубьев, контроль их в производственных условиях осуществляют преимущественно комплексным методом обкатом с измерительной шестерней или в паре с колесом, с которым будет образована рабочая передача. Данную проверку выполняют на специальных контрольных приспособлениях или стендах. Одновременно возможен контроль по пятну контакта.

В промышленности широко используют контроль конических зубчатых колес в двухпрофильном (беззазорном) зацеплении

с измерительными колесами (по отклонениям измерительного межосевого угла или относительного положения колес вдоль оси). Комплексный двухпрофильный контроль конических зубчатых колес выполняют на приборах и контрольных приспособлениях. Следует учитывать, что изготовление конических измерительных колес представляет значительные трудности. Биение зубчатого венца конических колес измеряют на некоторых моделях биениемеров и универсально-измерительных приборов, оснащаемых необходимыми устройствами. Поэлементную проверку конических зубчатых колес производят в редких случаях, в основном для выявления погрешностей технологического процесса их изготовления. Измерение толщины зубьев конических колес производят на контрольно-обкатных стендах по величине бокового зазора при зацеплении с измерительным колесом, а также на биениемерах, снабжаемых дополнительными специальными устройствами.

Элементы червячного колеса измеряют на тех же измерительных приборах, что и соответствующих элементов цилиндрических зубчатых колес (обычно в среднем сечении червячного колеса).

Контроль и измерение элементов цилиндрических червяков производят следующим образом: осевой шаг измеряют на универсальном или инструментальном микроскопах, на проекторах или специальных приборах для проверки осевого шага; профиль .червяка контролируют на специальных профилемерах; биение витков червяка — на универсальном или инструментальном микроскопах, на проекторах или на плите с центрами и индикатором; толщину витков червяка — штангензубомером, тангенциальным зубомером, предельными калибрами-скобами; винтовую линию — на специальных приборах для проверки винтовой линии червяков.

В ряде случаев производят комплексную проверку червячных колес в двухпрофильном зацеплении с измерительным червяком. Для этого используют контрольные приспособления и приборы такого же типа, что и для цилиндрических зубчатых колес, но соответственно приспособленные. В собранной червячной передаче проверяют пятно контакта, боковой зазор передачи, межосевое расстояние и некоторые другие показатели точности червячных передач.