Метод контроля кинематической погрешности

  Главная       Учебники - Техника      Контроль деталей, обработанных на металлорежущих станках (А.В. Коваленко)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Метод контроля кинематической погрешности

 

Метод контроля кинематической погрешности заключается в определении разности действительных и номинальных угловых положений проверяемого зубчатого колеса при однопрофильном его зацеплении с точным измерительным колесом. При осуществлении непрерывного обката с измерительным колесом метод однопрофильного контроля является комплексным, так как характеризует непрерывное изменение погрешностей углового положения проверяемого колеса по углу его поворота. Измерительное колесо должно быть не менее чем на две степени точнее проверяемого, его погрешностью пренебрегают.

 

 

Рис. 61. Контроль комплексных показателей цилиндрических зубчатых колес


Принципиальная схема прибора для измерения кинематической погрешности показана на рис. 61,а. Проверяемое колесо 4 устанавливают на шпиндель 5, вокруг которого свободно проворачивается полый шпиндель 3 с насаженным на нем измерительным колесом 2. Оно должно иметь те же геометрические параметры (число зубьев, модуль, шаг зацепления, угол наклона зуба), что и проверяемое колесо 4. Оба колеса 4 и 2 находятся в однопрофильном зацеплении с промежуточным широким колесом 7. При вращении колеса 7 (от электродвигателя) вместе с ним будут вращаться колеса 4 и 2. Если у проверяемого колеса 4 нет погрешностей, то его вращение будет синхронным с вращением измерительного колеса 2. При наличии же погрешностей возникнет разность углов поворота колес 4 и 2 и соответственно шпинделей 5 и 3. Эта разность углов поворота будет зафиксирована электроиндуктивным датчиком 1 и записана самопишущим прибором в виде диаграммы, по которой и определяют величину кинематической погрешности колеса. Если изменить направление вращения промежуточного колеса 7, то контакт будет осуществляться по противоположным профилям и будет измерена кинематическая погрешность по второй стороне профиля зуба.

Известно большое число приборов для измерения кинематической погрешности, различающихся в основном устройством для контроля углов взаимного поворота шпинделей, на которых установлены колеса пары [10].

В отечественной и зарубежной практике существуют и другие конструкции приборов для измерения кинематической погрешности, основанные на магнитоэлектрических, фотоимпульсных и других методах измерения. Приборы для однопрофильного контроля обеспечивают высокую точность измерения; их погрешности составляют 0,002—0,004 мм.

Кинематическую погрешность можно измерить в двухпрофильном (беззазорном) зацеплении с измерительным колесом, но тогда нельзя выяснить, какая из сторон профиля зуба выполнена точнее. Двухпрофильный контроль используют в массовом производстве.

Циклическую погрешность измеряют так же, как кинематическую, на приборах для однопрофильного контроля. Значение циклической погрешности определяют по диаграмме, записанной при измерении кинематической погрешности. Она характеризует плавность работы зубчатого колеса и передачи.

Контроль, пятна контакта характеризует контакт зубьев колес. Его производят как в собранной передаче, так и для отдельных зубчатых колес. В последнем случае проверяемое колесо устанавливают на обкатных станках вместе с измерительным колесом с установкой их на номинальное межосевое расстояние. Боковые поверхности зубьев измерительного колеса покрывают тонким слоем краски (свинцовый сурик, берлинская лазурь или др.), после чего производят обкатку пары колес при легком торможении. На боковых поверхностях зубьев проверяемого колеса остаются следы краски, так называемые пятна контакта (рис. 61, б), по размерам которых определяют полноту контакта зубьев колеса.

Если требуется проконтролировать пятно контакта в собранной зубчатой передаче, то о качестве зубчатых колес судят по размерам пятна, оставленного на ведомом колесе передачи. Рассмотренные показатели точности зубчатых колес являются комплексными, так как они наиболее полно определяют эксплуатационные качества зубчатых колес и передач, а их погрешности проявляются в виде совокупности первичных ошибок отдельных элементов зубчатого колеса.

Показатели второй группы точности зубчатых колес являются дифференцированными, а контроль этих показателей — дифференцированным или поэлементным.