НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ДЕТАЛЕЙ

  Главная       Учебники - Техника      Контроль деталей, обработанных на металлорежущих станках (А.В. Коваленко)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

4. НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ДЕТАЛЕЙ

Требуемая точность размеров деталей устанавливается на чертежах указанием их предельных размеров, т. е. наибольшего и наименьшего размеров, между которыми должен находиться действительный размер изготовленной годной детали. Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называется допуском. Однако в чертежах предельные размеры не указываются непосредственно; это было бы громоздко;—затемняло бы чертеж и вызвало неудобство при его чтении. Поэтому указание о требуемых размерах детали производится нанесением на чертеж номинального размера и предельных отклонений этого размера.

Предельные отклонения могут быть положительными (имеют знак плюс) или отрицательными (имеют знак минус). Прибавляя или вычитая из номинальных размеров предельные отклонения, получают наибольший и наименьший предельные размеры детали. Например, если на чертеже вала проставлен диаметр одной из его ступеней в следующем виде 0 95 + 0,012, то это означает, что номинальный диаметр вала равен 95 мм; + 0,012 является верхним предельным отклонением; —0,012 является нижним предельным отклонением. Предельные размеры вала будут равны:

наибольший 95+0,012 = 95,012 мм, наименьший 95—0,012=94,988 мм.

Допуск размера равен 95,012—94,988 = 0,024 мм.

В зависимости от того, должен ли размер изготовленной детали быть больше или меньше своего номинального значения, предельные отклонения, указываемые на чертеже, могут быть или оба положительными, или оба отрицательными. Так, например, если на чертеже вала его диаметр указан в виде 56 (-0,012  -0,032), то годная изготовленная деталь должна иметь размер меньше 56 мм, и он должен находиться между его предельными размерами, равными:
наибольший 56—0,012=55,988 мм, наименьший 56 — 0,032 = 55,968 мм.
 

Допуск размера равен 55,988—55,968 = 0,020 мм.

В данном случае верхнее отклонение равняется—0,012, а нижнее — 0,032 мм.

Одно из предельных отклонений размера детали может иметь нулевое значение. Например, если размер отверстия в зубчатом колесе задан по чертежу в виде 0 56 + 0,03, это означает, что верхнее предельное отклонение равняется +0,03 мм, а нижнее — равно нулю (нулевое отклонение на чертежах не указывается). Тогда предельные значения диаметра отверстия будут равны:

наибольший 56+0,03 = 56,03 мм, наименьший 56,0 мм.

Допуск размера составит 56,03—56,0 = 0,03 мм.

Если теперь соединить эти две детали, т. е. вал с размером 56 (-0,012 -0,032) и зубчатое колесо с размером отверстия 056 (+ 0,03), то, так как размеры вала меньше размеров отверстия, в соединении образуется зазор и зубчатое колесо будет иметь возможность вращаться на валу или перемещаться вдоль его оси с заданной степенью подвижности. Для случая, когда согласно требованиям чертежа, изготовленный вал будет иметь размер больше диаметра отверстия, в соединении образуется натяг, который вызовет появление упругих деформаций материала вала и втулки, что обеспечит неподвижный характер соединения. Чем больше будет зазор или натяг, тем обеспечивается большая степень подвижности (или неподвижности) соединения.

Характер соединения двух деталей, обусловленный величиной получающихся зазоров или натягов, называется посадкой. Посадка характеризует свободу относительного перемещения деталей в соединении (при зазорах) или степень сопротивления взаимному смещению (при натягах). Кроме посадок, обеспечивающих только зазоры или натяги, установлены также переходные посадки, которые образуют в соединении или зазоры или натяги.

Можно привести такой пример переходной посадки: в заданном соединении участвуют две детали с размерами: отверстие 40(+0,027) и вал 040 (+0,020 +0,003) . Если отверстие будет изготовлено по наибольшему, равному 40 + 0,027=40,027 мм, а вал по наименьшему 40 + 0,003 = 40,003 мм, то в соединении будет зазор; если же отверстие изготовлено по наименьшему размеру, равному 40 мм, а вал по наибольшему 40+0,02 = 40,02 мм, то в соединении образуется натяг. В практике машиностроения есть много примеров, когда соединение деталей целесообразно обеспечить по одной из переходных посадок, которые создают хорошее центрирование деталей и сравнительно небольшие зазоры или натяги. При необходимости передачи определенных крутящих моментов в соединениях с переходными посадками дополнительно предусматривают шпонки, шлицы, штифты и т. п. Переходные посадки целесообразно назначать для шкивов, малона-груженных зубчатых колес, полумуфт и т. п.

Таким образом, для получения годной детали, обрабатываемой на металлорежущем станке, станочник должен выдержать заданный допуск, характеризующий точность размера и величину предельных отклонений, обеспечивающих получение заданной посадки в соединении деталей.

С января 1977 года в промышленности СССР начато внедрение стандартов единой системы допусков и посадок СЭВ (ЕСДГТ СЭВ), введенных в нашей стране в качестве государственных стандартов. Учитывая, что до 1980 г. техническая документация может оформляться как по ранее действовавшим государственным стандартам (национальной системе допусков и посадок, условно названной системой ОСТ), так и по стандартам ЕСДП СЭВ, в дальнейшем, т. е. после 1980 г., определенное время в производстве будут применяться чертежи и технологические документы, оформленные по обеим системам. Поэтому целесообразно кратко изложить основные положения обеих систем допусков и посадок.