Изготовление барабанов подъемно-транспортных машин
Барабаны подъемно-транспортных машин представляют собой полые
тонкостенные цилиндры с относительно большими диаметрами и длиной. Они
предназначены для навивки канатов подъемно-транспортных средств, поэтому
в большинстве случае» имеют на поверхности желобчатые винтовые канавки
для равномерной укладки каната на барабан. Канавки протачиваются с
шагом, на 2—3 мм превышающим диаметр каната. Барабаны ленточных
конвейеров выполняют с гладкой наружной поверхностью без канавок.
Заготовки барабанов изготовляют литьем из чугуна СЧ 18—36» стали 25JI,
сварными с обечайкой из листовой стали СтЗ или из толстостенных стальных
труб. Для мостовых, козловых кранов и лебедок общего назначения
применяются, как правило, барабаны, изготовленные из чугуна, а для
металлургических большегрузных портальных кранов, специальных лебедок и
конвейеров — барабаны, изготовленные из стали. В зависимости от
грузоподъемности и высоты подъема барабаны изготовляются диаметром
350—4000 мм и длиной 1500—6000 мм при массе детали 600— 1400 кг [36].
При изготовлении барабанов к ним предъявляются следующие технические
требования: отливки барабанов должны быть без трещин, раковин, а также
других дефектов, снижающих их прочность; допускаемое отклонение толщины
стенки барабана — не более 2,5 мм; шероховатость поверхности канавок
барабана и посадочных поверхностей под зубчатые колеса должна быть не
выше Rz = 20 мкм; допускаемое биение торцовой посадочной поверхности для
зубчатого колеса или ступицы — не более 0,1 мм на каждые 500 мм диаметра
барабана; биение дна нарезки канавок барабана по отношению к
геометрической оси не должно превышать допуска на диаметр барабана.
При механической обработке крупногабаритных барабанов используются
крупные токарные, расточные и сверлильные станки, а также различные
грузоподъемные средства.
Барабаны подъемно-транспортных машин относятся к классу полых
цилиндрических деталей, поэтому их механическая обработка сводится к
обработке внутренних и наружных концентрических поверхностей, подрезанию
торцов и сверлению отверстий.
При разметке барабана (рис. 154) намечают и наносят взаимно
перпендикулярные осевые линии, размечают отверстия под растачивание и
проверяют наличие и расположение припусков на поверхностях, подлежащих
обработке. В случае изготовления заготовок литьем в кокиль барабаны
диаметром до 500 мм обрабатывают без предварительной разметки.
На первой операции наружную поверхность 1 обтачивают начерно (рис. 155,
а)\ при этом в качестве базы принимают внутренние стенки. Барабан
закрепляется на токарном станке в четырёхкулачковом патроне и люнете, а
также поджимается центром задней бабки через специальный центрирующий
диск (рис. 156). Если выточка под ступицу обработана заранее, то вместо
центрирующего диска применяют приспособление типа ступицы в виде
фаль1и-ступицы. На этой же операции обрезают прибыль и подрезают начисто
торец 2 (рис. 155, а).
Растачивание внутренних поверхностей барабана производят на расточном
или крупном токарном станке: эти поверхности
в дальнейшем являются базой для наружного обтачивания и нарезания
канавок.
На расточном станке барабан устанавливают на призмах в приспособлении
(рис. 157), нижняя плита 16 которого крепится
к столу станка. В плите при помощи винта 15
перемещается по пазу ползун 4. в ползуне также имеется паз, по которому
посредством винта 14 перемещаются призматические опоры 13. Путем
перемещения ползуна регулируется совпадение осей шпинделя станка и
обрабатываемого барабана. В зависимости от величины наружных диаметров
барабана перемещают призматические опоры и устанавливают их симметрично
относительно его оси.
Опоры закрепляются Г-образными прихватами 3. При завертывании ключом
гайки 6 шарнирный болт 5 перемещается кверху, увлекая за собой валик 7
планки 8. Эта планка другим концом упирается в планку 1, заставляя ее
перемещаться вниз вместе с двумя закрепленными на ней Г-образными
прихватами. Прихваты зажимают передвижные призматические опоры вместе с
ползуном и фиксируют их. Зажим осуществляется в двух местах, благодаря
чему фиксируется каждая из опор в отдельности. Барабан поджимается к
опорам при помощи цепи 10. С одной стороны в цепь между роликами
вводится фиксатор 9, ас другой — конец прихвата 12, который при помощи
болта 11 натягивает цепь, охватывающую барабан, поджимая его к опорам.
Длинные барабаны устанавливают на двух приспособлениях подобной
конструкции. На этой операции (см. рис. 155, б) подрезают начисто торец
1, растачивают начерно и развертывают начисто отверстие 3, снимают фаску
2. Стол станка поворачивают на 180° (рис. 155, в), подрезают начерно
торец 1, растачивают отверстие 2 начисто, выполняют выточку 3, подрезают
начисто торец
1, растачивают поверхность 4 и снимают фаску 5.
Сверление отверстий 1 и 2 (рис. 155, г) для соединения барабана со
ступицей и зубчатым венцом производят на радиально-сверлильном станке,
отверстия зенкеруют и развертывают. Сверление выполняется с применением
зеркального кондуктора, который обеспечивает совпадение отверстий в
сопрягаемых деталях — барабане, ступице и зубчатом венце.