Кроме станин, к базовым деталям прокатных станов относятся рамы
рольгангов, предназначенных для транспортировки прокатываемой штуки по
технологическому потоку. Приводные и неприводные рамы, связанные между
собой траверсами, являются основанием рольганга.
Рис. 29. Рама рольганга с приводной и редукторной
частями.
При сборной конструкции рамы значительно усложняется технологический
процесс ее обработки. Рамы приемных и рабочих рольгангов изготовляют из
стали, а транспортных — из чугуна. На рис. 29 показана конструкция рамы
с приводной и редукторной частями. При обработке ее должны выполняться
следующие технические требования: допустимая неперпендикулярность
поверхности стыкования 3 к площадке под траверсы 7 и поверхностей 5, 6
не более 0,1 мм на длине 1000 мм; непараллельность пазов б и с по
отношению к пазу в не должна превышать 0,1 мм на длине 1000 мм;
допустимое смещение отверстия диаметра d относительно плоскости разъема
2 не более 0,1 мм и перекос не более 0,1 мм на длине 1000 мм; дбпустимая
овальность и конусность расточки диаметра d не более половины допуска на
этот диаметр; неперпендикулярность оси расточки диаметра к поверхности 6
в горизонтальной плоскости не более 0,05 мм на длине 500 мм; размеры по
осям отверстий d и размер П от поверхности стыкования 3 до первого
отверстия должны быть одинаковыми для приводной и неприводной частей
рамы.
Технологический процесс состоит из следующих этапов: раз-метка,
последовательная обработка основания станины, плоскости разъема,
поверхностей под подшипники, торцов рамы, установочных лап, растачивание
отверстий под подшипники роликов, сверление крепежных отверстий и
нарезание в них резьбы.
При разметке намечают плоскость основания 1, плоскость разъема 2,
плоскости площадки под подшипники трансмиссионного вала 5, 6 и траверсы
7. На первой операции механической обработки строгают основание 1,
которое в дальнейшем является базой для обработки.
Обработка плоскости разъема может производиться раздельно и совместно.
При раздельной обработке рама устанавливается обработанным основанием на
стол станка и закрепляется болтами и планками. Плотность прилегания
проверяется щупом 0,1 мм. Плоскость разъема строгается двумя
вертикальными суппортами начерно и одним вертикальным суппортом с
широким резцом — начисто. Боковым суппортом строгают площадки 7, 12 под
траверсы.
Вертикальным суппортом строгают базовую плоскость, выдерживая
технологический размер от площадок под траверсу до базы 13, а также
боковые плоскости паза 6 и опорные плоскости 5 под, корпусы подшипников
трансмиссионного вала.
Совместная обработка плоскости разъема выполняется после предварительной
обработки рам с припуском 5... 10 мм и сборки комплекта рам, входящих в
один рольганг. Плоскость разъема обрабатывается окончательно при
установке комплекта на большом продольно-строгальном или
продольно-фрезерном станке. При совместной обработке гарантируется
совпадение поверхностей комплекта рам, но загружаются уникальные станки
и увеличивается цикл обработки.
Торцы 3, шпоночные пазы 4 фрезеруют при установке
двух парных рам на расточном станке. Здесь же сверлят отверстия на
поверхности 3 по кондукторам.
Затем раму устанавливают на продольно-фрезерном станке поверхностью 8 к
боковому суппорту. При установке раму выверяют по поверхностям 5 и 6 с
точностью 0,05 мм на длине 1000 мм. Вертикальными суппортами фрезеруют
поверхности 9—11 и нижние площадки приливов 9, 10, а боковым суппортом —
поверхность 8. Затем фрезеруют поперечные маслоточные канавки.
После этого размечают, сверлят и зенкуют все отверстия, расположенные в
основании 1 и плоскости разъема 2. Пригоняют и собирают крышки отверстий
диаметром d к раме под растачивание. При растачивании отверстий под
подшипники роликов раму устанавливают на поверхность 1 и выверяют по
поверхностям 5 и 6 с точностью 0,15 мм на длине 4000 мм. Здесь же
протачивают канавки и подрезают торцы.
Растачивание при обработке парных рам может выполняться совместно или
раздельно. При совместном растачивании приводной и неприводной частей
рамы достигается высокая точность межосевого расстояния между
отверстиями, но возникают неудобства при обработке, поскольку приходится
увеличивать вылет шпинделя. Более целесообразно растачивать приводную и
неприводную части рамы раздельно [32]. Наиболее рационально выполнять
растачивание на станках с программным управлением. В этом случае
межосевое расстояние выдерживается путем задания программы перемещения
колонны. На последней операции производится сверление всех отверстий на
боковых плоскостях с переустановкой и выверкой рамы. Готовая рама
подается на сборку.