Под электробезопасностью понимают систему
организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих
защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока,
электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.
Постоянное повышение электровооружениости труда, широкое внедрение
электротехнологии, значительный рост объема электрохозяйства, насыщение
быта различными электроприборами и аппаратами приводят к увеличению
числа людей, связанных с электричеством. В этих условиях большое
значение приобретают вопросы зашиты обслуживающего персонала и других
лиц, связанные с эксплуатацией электроустановок, от опасности поражения
электрическим током.
Анализ производственных травм показывает, что из общего числа
смертельных случаев на производстве на долю электротравм приходится в
среднем по стране около 13 %, а в отдельных отраслях — до 30—40 %.
Вызывает серьезное беспокойство рост электротравматизма. Значительное
число людей, перенесших электротравму, переходят на инвалидность. Кроме
того, у отдельных лиц наблюдаются весьма серьезные отдаленные
последствия. Нельзя не считаться с тем, что смерть или временная
нетрудоспособность связана с экономическими
потерями для общества.
288. Каковы общие требования электробезопасности при эксплуатации
электрических грузоподъемных машин? 21 декабря 1984 г. утверждено
четвертое издание «Правил технической эксплуатации электроустановок
потребителей» (ПТЭ) и «Правил техники безопасности при эксплуатации
электроустановок потребителей» (ПТБ) ^ Составленные
Главгосэнергонадзором Министерства энергетики и электрификации СССР
Правила являются обязательными для потребителей электроэнергии всех
министерств и ведомств.
По условиям электробезопасности электроустановки разделяют на
электроустановки напряжением до 1000 В включительно и электроустановки
иаприжением свыше 1000 В. Грузоподъемные машины всех типов относятся к
электроустановкам напряжением до 1000 В. Главгосэнергонадзор требует,
чтобы обслуживающий персонал электроустановок грузоподъемных машин
(кранов, подъемников и др.) знал основы электротехники и правила
оказания помощи. Персонал, обслуживающий электрооборудование
грузоподъемных машин, обязан изучить ПТЭ и ПТБ применительно к
выполняемой работе и занимаемой должности, местные инструкции, знать
устройство н электрическую схему грузоподъемной машины.
К этому персоналу относится электромонтеры, электрослесари,
электромеханики и другие лица, производящие ремонт, наладку и испытание
электрооборудования, вспомогательных устройств и электропроводки, а
также и ответственные за исправное состояние. Указанным лицам
присваивается соответствующая знаниям и навыкам квалификационная группа
электробезопасности не ниже III. Машинистам кранов и подъемников
присваивают группу ие ниже II; допущенным к ремонту своих машин — не
ниже III.
На каждом предприятии (в организации, учреждении, строительстве) из
числа инженерно-технического персонала должно быть выделено лицо с
соответствующей груипой ТБ, ответственное за исправное состояние
электрооборудования. При осмотрах, регулировках и ремонтах
электрооборудования на предприятиях, имеющих краны и подъемники,
персонал должен пользоваться индивидуальными средствами защиты:
диэлектрическими перчатками, галошами, ковриками, подставками,
инструментом и пр. (рис. .69). Инструмент применяется только с
изолированными ручками. Переносные защитные средства должны храниться в
специально отведенных для них местах.
Рис. 69. Электрозащитные средства, применяемые в
электроустановках
а — изолирующие штанги; б — изолирующие клещи; в — диэлектрические
перчатки: г —диэлектрические боты: д — диэлектрические, галоши: е
—резиновые коврики и дорожки; ж — изолирующие подставки; з — монтерский
инструмент с изолирующими рукоятками; и — токоизмерительные клещи