Гибкие элементы строительных машин грузозахватных машин

  Главная      Учебники - Техника     Дорожно-строительные машины

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

Гибкие элементы строительных машин грузозахватных машин




Канаты. В дорожно-строительных и грузоподъемных машинах большое применение находят стальные канаты и цепи, выполняющие роль гибких элементов машины. Если канаты или цепи являются составной частью механизма подъема, то их называют грузовыми; при использовании их в качестве тягового органа механизма, перемещающего груз, масса которого воспринимается несущей конструкцией,— тяговыми; при использовании канатов в качестве оттяжки для удержания конструкции — винтовыми или расчальными. Для обвязки поднимаемого груза применяют чалочные или строповые канаты. Канат может быть одинарной свивки (спиральный канат), когда он непосредственно изготовлен из проволочек, и двойной свивки, когда проволочки предварительно свивают в пряди, а пряди свивают вокруг мягкого или жесткого сердечника в канат. Сердечники служат хранилищем для смазки и для придания канату эластичности. Когда проволоки в пряди и пряди в канате свивают в одном направлении (правом или левом), канаты называются канатами односторонней свивки, если их свивают в противоположных направлениях,— канатами крестовой свивки.
По типу свивки канаты изготовляют с точечным касанием (ТК) отдельных проволок между слоями в пряди, с линейным касанием (ЛК) в пряди, а также с точечно-линейным касанием (ТЛК). Вид контакта определяется взаиморасположением проволок в пряди. Линейный контакт, при котором контактные напряжения ниже, чем при точечном, достигается применением проволок разных диаметров. В качестве грузоподъемных и тяговых применяют преимущественно шестипрядные кадаты двойной крестовой свивки с одним органическим сердечником и числом проволочек 6X19 = 414 и 6X37 = 222. Качество каната определяется его маркировкой, в которой указывается: диаметр каната, его назначение (грузо-людской — ГЛ, грузовой — Г), механические свойства проволоки (высшая марка —В, первая марка —I, вторая марка — II), вид покрытия (для легких условий работы — АС, средних — СС, жестких — ЖС), направление свивки (левая —Л), сочетание направления свивки (односторонняя— О), способ свивки (раскручивающиеся — Р, нераскручивающиеся — Н), тип касания проволок в прядях, материал сердечника (органический сердечник —О), номер ГОСТ.
Например, по ГОСТ 3078—69, канат диаметром 16 мм, грузового назначения, светлой проволоки, марки I, правой крестовой свивки, нераскручи-вающийся, с временным сопротивлением разрыву 20 МПа будет обозначен 16Г-1-Н200.
Условия эксплуатации и хранения канатов оказывают большое влияние на их долговечность. Канат необходимо регулярно смазывать и при сматывании с бухт и катушек недопускать петель и жучков.
В соответствии с нормами Госгортехнадзора канаты могут быть выбракованы по ‘числу оборванных проволок на шаге свивки каната или по износу и коррозии проволочек. Износ или коррозию проволоки определяют микрометром, предварительно очистив ее от грязи и ржавчины. При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат бракуют. Кроме браковки по обрыву и износу проволок, канат можно выбраковать в следующих случаях: при обрыве одной пряди, при поджогах от короткого замыкания тока, при образовании жучков и сильных деформаций троса, когда виден пеньковый сердечник. В табл. 4 и 5 приведены нормы выбраковки каната согласно правилам Госгортехнадзора.
Цепи. В качестве гибких элементов стропов, грузоподъемных машин, а также тяговых органов ручных талей применяют стальные цепи. По конструктивным особенностям они разделяются на две основные группы: сварные овальнозвенные и пластинчатые. Сварные овальнозвенные цепи комплектуются из отдельных звеньев, изготовленных из стали круглого сечения марок Ст.2 и Ст.З. Цепи, применяемые в качестве грузовых и для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 2319 — 70 «Цепи сварные».
По степени точности изготовления сварные цепи разделяются на комбинированные и некомбинированные. Комбинированные цепи благодаря высокой степени точности изготовления применяют в грузоподъемных механизмах с ручным приводом, где они перемещаются по фасонным колесам и звездочкам. По конструктивным признакам сварные цепи разделяются на коротко-и длинозвенные и с распорками.
В ручных талях и других грузоподъемных устройствах применяют пластинчатые цепи. Пластины фиксируются винтиками, концы которых расклепывают или засверливают и устанавливают шплин.
Для сварных грузовых цепей, работающих на гладком барабане, коэффициент запаса прочности должен быть не менее 3 при ручном приводе и не менее 6 — при машинном приводе; при работе на звездочке (калиброванной) — не менее 3 при ручном приводе и 8 при машинном приводе.
Для сварных цепей, используемых в качестве строп, k должен быть не менее 5.
При эксплуатации втулочно-роликовые цепи необходимо периодически очищать от грязи и смазывать шарниры. Сварная грузовая цепь допускается к эксплуатации при износе не более 10% первоначального диаметра. При соединении концов цепи между собой и с деталями машины применяются специальные соединительные и концевые звенья.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..