Блоки, полиспасты, барабаны, звездочки грузозахватных машин

  Главная      Учебники - Техника     Дорожно-строительные машины

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

Блоки, полиспасты, барабаны, звездочки грузозахватных машин

 




Блоки. Желобчатые блоки с гладким ручьем по ободу служат для направления канатов. По роду работы различают блоки неподвижные (направляющие) и подвижные (полиспастные). И те и другие не имеют конструктивных различий и изготовляются из серого чугуна, а при больших нагрузках — из стали.
Футеровка ручья блока капроном или другими аналогичными материалами повышает долговечность каната. Напряженно работающие блоки устанавливают на подшипниках качения, блоки, которые работают нечасто, устанавливают на подшипниках скольжения.
Для возможного бокового отклонения каната профиль ручья делают трапециевидным.
Блоки монтируют на неподвижных осях. Для предотвращения осевого и радиального вращения ось крепят стопорными планками (ригелями), входящими в выфрезерованный паз оси. Стопорные планки крепят к несущей конструкции двумя болтами.
Блоки для направления сварных цепей могут иметь гладкий или фасонный ручей. Блоки с фасонным ручьем применяются, когда блок (звездочка) устанавливается на валу на шпонке и участвует в передаче крутящего момента, вызываемого натяжением цепи.
Диаметр блока для сварных цепей должен быть не менее 20 диаметров прутка, из которого изготовлены звенья цепи у грузоподъемных машин с ручным приводом, и не менее 30 — у машин с механическим приводом.
Полиспасты. Полиспастом называется система, состоящая из нескольких подвижных и неподвижных блоков, последовательно огибаемых канатом (реже — цепью). Блоки полиспаста устанавливают двумя группами в подвижной и неподвижной обоймах. Неподвижная обойма блоков прикрепляется к какой-либо конструкции, а подвижная имеет крюк или петлю для захвата груза. Один конец каната закрепляют на подвижной или неподвижной обойме, другой—на барабане лебедки.
Полиспасты могут использоваться как самостоятельные грузоподъемные средства для монтажа оборудования, но чаще всего входят в состав дорожно-строительных машин, кранов, одноковшовых экскаваторов и др. Полиспасты дают выигрыш в силе, что в свою очередь зависит от кратности полиспаста. Кратность определяется числом ветвей каната, на которых подвешена подвижная обойма. Четному значению кратности полиспаста соответствует одинаковое число блоков в обоймах, а при нечетном числе блоков в подвижной обойме будет на единицу меньше, чем в неподвижной.
Из этой формулы видно, что потери возрастают с увеличением числа блоков. С учетом этого кратность полиспаста принимают не более 10. Если и этого оказывается недостаточно, то применяют сдвоенные полиспасты. Примером сдвоенного полиспаста может быть грузоподъемное устройство мостовых кранов, у которых канат прикреплен к барабану и навивается на него одновременно двумя концами.
Запасовка каната по такой схеме представляет собой как бы два независимых полиспаста, каждый из которых нагружен силой P = 0,5Q.
Барабаны. Барабаны в дорожно-строительных машинах применяют для навивки канатов (рис. 28). Барабаны изготавливают из серого чугуна или стали. Основной технической характеристикой барабанов является канатоемкость, которая определяется допускаемой длиной навиваемого каната в метрах. Канатоемкость определяется диаметром барабана DQ, его полезной длиной 10 и числом слоев навивки каната т. Барабаны могут быть с однослойной навивкой (рис. 28, б) и с многослойной навивкой (рис. 28,а). При однослойной навивке срок службы каната увеличивается, а при многослойной за счет дополнительного бокового трения уменьшается. Вместе с тем многослойная навивка позволяет проектировать компактные барабаны, а при однослойной навивке барабаны получаются громоздкими. Многослойные барабаны имеют гладкую поверхность борта, которые должны быть выше последнего слоя каната на величину S^2dK, чтобы предохранить сползание каната.
С учетом этих размеров допускаемое боковое отклонение каната к продольной оси барабана не должно превышать 4°, так как при превышении этого угла канат может перескакивать в соседнюю канавку.
Канат многослойных барабанов крепится через клиновую накладку винтом в теле барабана или клином, закладываемым в канал барабана при однослойной навивке или с помощью накладных планок, прижимающих канат к поверхности барабана или к его борту.
 

 


Рис. 29. Коуши и зажимы для канатов:
а —коуш с клиновым зажимом; б — коуш с заливкой легким сплавом; в — коуш с за-плеткой каната; г — закрепление каната на коуше .зажимами; д — канатный зажим

 

 


В тонкостенных барабанах разрушение может произойти не вследствие потери прочности, а от потери устойчивости стенки. Для крепления свободного конца каната к конструкциям могут быть применены различные устройства. На рис. 29, а показано крепление в фасонной втулке закладным клином; на рис. 29, б закрепление в конической втулке загибом концов проволоки каната и заливки их легкоплавким металлом; на рис. 29, в представлено крепление каната на коуше заплеткой, а на рис. 29, г на коуше при помощи канатных зажимов, показанных на рис. 29, д.
Коуши изготавливают штампованными или литыми из чугуна, и предназначены они для плавного изгиба вокруг них канатов. Радиус дуги должен быть не менее 4dK. При креплении каната необходимо применять не меньше трех зажимов, располагаемых на расстоянии l = SdK друг от друга.
Звездочки для пластинчатых тяговых цепей отливаются из чугуна или стали с числом зубьев z = A—8. Профилирование выполняют по ГОСТ 592 — 40. В ручных талях блоки (звездочки) применяются, когда они участвуют в передаче крутящего момента.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..