Требования, предъявляемые к дорожным строительных машинам

  Главная      Учебники - Техника     Дорожно-строительные машины

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

Требования, предъявляемые к дорожным строительных машинам

 


Каждая машина должна отвечать комплексу требований, зависящих от назначения машины, а также от современного уровня развития науки и техники. Эксплуатационные требования, предъявляемые к дорожным машинам, включают технологические, технико-экономические и эргономические требования.
Технологические требования выражены в производственной эффективности рабочего органа, проходимости, маневренности, устойчивости и плавности хода.
Производственная эффективность рабочего органа определяет целесообразность и эффективность применения машины для выполнения данного рабочего процесса в тех или иных условиях эксплуатации. К показателям производственной эффективности относятся: характеристика рабочего органа, т. е. номинальные размеры рабочего органа; геометрическая емкость ковша; номинальная грузоподъемность крана; удельная емкость, т. е. отношение номинальной емкости к массе машины или к мощности двигателя; коэффициент использования емкости.
Дополнительным измерителем производственной эффективности для машин, рабочий орган которых разрабатывает и перемещает материал на расстояние, является радиус действия рабочего органа.
Проходимостью машины называется способность преодолевать различные неровности местности, соизмеримые с размерами ее ходовой части, проходить не увязая и не застревая по влажным и рыхлым грунтам, преодолевать неглубокие водные преграды. Проходимость определяется силой тяги, удельным давлением на грунт, величиной дорожного просвета (клиренса), углами переднего и заднего свеса, а у машин с колесным ходом— числом ведущих осей, диаметром, числом и расположением колес, давлением и протектором шин, минимальным радиусом поворота.
Маневренность машины взаимосвязана с плавностью хода, мобильностью и транспортабельностью. Плавность хода определяют отклонения рабочих органов в процессе их взаимодействия со средой. Кроме того, любые отклонения машины будут вызывать ее сотрясения, отражающиеся на надежности и долговечности деталей и узлов машины в целом.
Различают два условия устойчивости машины: машина перемещается и не встречает рабочих сопротивлений (транспортировка); машина осуществляет рабочие процессы как при перемещении, так и при стоянке на месте.
Продольная устойчивость машины характеризуется углами переднего фп и заднего ф3 свеса. Поперечная устойчивость машины характеризуется углами 3д и р2, находящимися между вертикалью, проходящей через центр тяжести машины, и линиями, проходящими через центр тяжести и крайние боковые точки опорной поверхности ходовой части.
Технико-экономические свойства. К технико-экономическим свойствам относятся: тягово-скоростные свойства, топливная экономичность, надежность, долговечность и ремонтопригодность.
Показателями тягово-скоростных свойств являются: динамические, или тяговые, характеристики, рабочие и транспортные скорости. Динамическая характеристика определяется способностью машины развивать наибольшую в данных условиях среднюю эксплуатационную мощность.
Тяговые показатели дорожно-строительных машин являются измерителями их тягово-скоростных свойств и определяются величиной касательной силы Рк, развиваемой на ободе движителя, и величиной силы сцепления между движителями и поверхностью дороги.
Топливная экономичность зависит от состояния двигателя и степени его регулировки, тяговых качеств машины и эффективности ее использования с целью достижения максимальной производительности. Измерителями топливной экономичности являются часовой и удельный расход топлива. О топливной экономичности машины принято судить по расходу топлива, отнесенному к единице выпущенной продукции (1 м3 грунта или 1 м2 спланированной поверхности и т. п.):
/71000 где Q — суммарный расход топлива за рассматриваемый промежуток времени, л; Y — удельная масса топлива, кг/л; П — производительность машины, м3/ч (м2/ч).
Надежность дорожностроительных машин, узлов деталей и приборов, которые в теории надежности принято обобщенно называть изделиями — это их свойство выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки. Надежность во многом зависит от правильного выбора основных параметров, от качества изготовления машин и правильной организации их эксплуатации.
Работоспособность — такое состояние машины, при котором она может выполнять заданные функции с параметрами, установленными техническими условиями и другой нормативно-технической документацией. Параметры, характеризующие выполнение заданных функций, обусловливаются эксплуатационными показателями изделия, к которым относятся показатели производительности, экономичности, рентабельности и др.
Наработка представляет собой продолжительность или объем работы в часах, циклах, километрах, кубометрах, тоннах, тонно-метрах или других единицах, специфических для данной машины. В процессе эксплуатации или испытаний машины различают наработку суточную, месячную, годовую или до первого отказа, наработку между отказами, наработку до первого ремонта, между ремонтами и т. д.
Термины надежности и их определения изложены в соответствии с ГОСТ.
Долговечность — это свойство машины сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов. Показателями долговечности могут служить ресурс, срок службы. Различают три вида долговечности: физическую, экономическую и моральную.
Физическая долговечность машины характеризуется продолжительностью ее работы в средних условиях эксплуатации до первого капитального ремонта; если для данной машины капитальный ремонт не предусматривается, то до ее списания.
Экономическая долговечность машины характеризуется сроком ее службы до полного износа и списания при условии выполнения капитальных ремонтов после каждого межремонтного цикла ее работы. Моральная долговечность машины характеризуется ее моральным износом.
Ремонтоспособность — свойство машины или агрегата, заключающееся в приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей в результате проведения технического обслуживания и ремонтов. Удобство доступа к деталям и узлам машины для их технического обслуживания и ремонта, унификация узлов и деталей одноименных машин различной мощности, легкость разборки машины на узлы и агрегаты с целью их замены — все это важные показатели ремонтоспособности машины.
Эргономические свойства дорожно-строительных машин определяются различными факторами, оказывающими влияние на функциональное состояние, работоспособность и безопасность человека. Такими факторами являются: отсутствие в воздухе пыли, паров, газов, радиации, перегрузок, шумов и вибрации; хорошее освещение и обзор рабочего места, автоматическая очистка смотровых стекол, удобное размещение контрольно-измерительной аппаратуры; красивая внешняя форма машины, отделка и окраска.
При самой высокой степени механизации и автоматизации технологических процессов, выполняемых машиной любой сложности, главное положение занимает человек — машинист, оператор на пульте управления, поэтому эргономические свойства машины должны рассматриваться с точки зрения создания для человека комфортных и безопасных методов выполнения рабочего процесса.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..