Далее: Требования, предъявляемые к дорожным машинам
Дорожно-строительные машины классифицируются по технологическому
принципу и по выполняемым работам. Согласно единой системе индексации
все выпускаемые дорожные машины и оборудование разделяются на группы по
назначению и основным конструктивным особенностям.
Цифровая часть индекса дорожных машин, кроме экскаваторов, является
порядковым номером их регистрации; для кранов и экскаваторов цифровая
часть указывает на некоторые их параметры. Буквенная часть индекса
указывает на группу, к которой относится данная машина. В реестре
приводится перечень только тех дорожно-строительных машин, которые в
настоящее время выпускаются или осваиваются производством, поэтому в
пользовании находятся старые и новые индексы.
Методы работ на дорожно-строительных машинах
Для оптимального режима работы землеройно-транспортных машин (ЗТМ)
необходимо соблюдать приемы выполнения операций копания)
транспортирования и разгрузки рабочих органов.
При работе скрепера по мере наполнения ковша и возникновения
дополнительных сопротивлений скреперист выглубляет нож на 0,8—0,9
первоначального заглубления, а затем снова заглубляет нож. Операцию
заглубления и выглубления повторяют 3—5 раз, и профиль вырезанной полосы
получает гребенчатый вид. Применение этого метода сокращает путь набора
грунта почти в 2 раза, а также время набора и повышает коэффициент
наполнения ковша.
Для увеличения транспортных скоростей скрепера применяют колесные
тягачи, а также самоходные скреперы, имеющие транспортные скорости
порядка 25—30 км/ч.
Уклоны насыпей не должны превышать 0,10—0,12. На съездах не следует
допускать встречного движения.
Работа бульдозера проходит успешно как на горизонтальной местности, так
и под уклон (до 18—20%). На косогорах с поперечным уклоном до 15—20%
разработка грунта ведется сверху вниз. На более крутых косогорах отвал
устанавливается под углом захвата а равным 67,5°, и разработку ведут
вдоль косогора. При гребенчатой схеме зарезания длина пути копания
сокращается на 40%, а объем грунта на отвале увеличивается на 10%.
Минимальная потеря грунта при его перемещении отвалом бульдозера
достигается при «плавающем» положении отвала на поверхности земли без
дополнительного заглубления. Перемещение грунта происходит на III и IV
передачах трактора. Для колесных бульдозеров экономически целесообразна
дальность перемещения грунта 150—200 м, а для гусеничного 60—80 м. Для
уменьшения потерь грунта грунт необходимо перемещать по одному следу или
в траншеях, образующихся после двух-трех проходов бульдозера. При
одновременной работе двух бульдозеров, отвалы которых в плане
расположены на одной линии и зазор между которыми составляет 20—25 см,
производительность увеличивается на 20%. Грунт разгружают подъемом
отвала (2—6 с) без остановки трактора. Длина пути разгрузки 4—6 м. При
перемещении грунта до 50 м холостой пробег целесообразно производить
задним ходом, не разворачивая трактор. При перемещении грунта на
расстоянии более 50 м холостой пробег целесообразно выполнять передним
ходом на высшей передаче трактора.
При работе автогрейдеров необходимо сохранять абсолютную прямолинейность
всех проходов. Рабочие скорости передвижения автогрейдера обычно
принимаются: при зарезании I и II, при перемещении III, при планировке
III и IV. При профилировании рекомендуется работать попеременно обоими
концами отвала, обеспечивая этим равномерный износ ножей.
При работе экскаватора с прямой лопатой при использовании длины рукоятки
на 70—75% необходимо перемещать экскаватор ближе к забою. Оптимальным
режимом работы экскаватора с транспортными средствами считается
соотношение, когда в одно транспортное средство погружается три-пять
ковшей с грунтом или другими строительными материалами. Передвижение
экскаватора .возможно только по ровной площадке. При работе на
дорожностроительных машинах необходимо учитывать климатические условия и
принимать меры; направленные на увеличение производительности машин.