Битумные насосы для перекачивания и дозирования
битума
Битумные насосы применяются для перекачивания и дозирования битума и
используются на асфальтосмесительных установках, в битумохранилищах, в
битумонагревательных агрегатах, на автогудронаторах, битумовозах,
дорожных фрезах и грунтосмесительных машинах.
Отечественная промышленность выпускает шестеренные битумные насосы с
внешним зацеплением шестерен, имеющих одинаковое число зубьев. Битумный
насос состоит из чугунного корпуса и двух цилиндрических шестерен, одна
из которых укреплена на приводном валу шпилькой. При вращении шестерен
битум к шестерням поступает через верхнее отверстие и транспортируется
между корпусом и впадинами зубьев к горловине в нижней части насоса, в
напорную магистраль.
С целью предотвращения застывания битума в насосе корпус насоса
подогревается паром, подводимым в паровую рубашку. При отсутствии пара
насос можно обогревать электрической энергией. В этом случае в паровую
рубашку вставляют электрическую спираль большого сопротивления мощностью
от 0,5 до 1 кВт. В нижней части корпуса насоса горловина имеет четыре
взаимно перпендикулярных отверстия с резьбой. Напорную магистраль можно
присоединить к любому из этих отверстий. Два других отверстия служат для
подачи и отвода пара. В четвертое отверстие завинчивают заглушку. Насос
может работать при засасывании через любое нижнее отверстие и нагнетании
в верхнее, для чего нужно изменять направление вращения приводного вала.
Для привода насоса необходимо иметь мощность не менее 4,5 кВт. Шестерни
насоса при 200— —300 об/мин создают давление до 0,8 МПа,
производительность насоса 350—400 л/мин.
—-
Битумные насосы предназначены для перекачивания органических вяжущих
материалов (битума различных марок, дегтя, битумных эмульсий) и
применяются главным образом на асфальтобетонных заводах при
перекачивании битума из битумохранилища в биту-моплавильные агрегаты и
из последних к асфальтосмесителю.
Битумные насосы разделяют на стационарные и передвижные: стационарные
монтируются на бетонном фундаменте и имеют ременный привод от любого
двигателя, передвижные угта-навливаются на ходовые тележка с приводом от
двигателя внутреннего сгорания.
Битумный шестеренный насос (рис. 6.13) имеет чугунный литой корпус с
паровой рубашкой, в которую через специальные отверстия пропускается
пар, обогревающий корпус насоса для предохранения битума от застывания.
Корпус закрывается чугунной крышкой на болтах. Внутри корпуса размещены
две цилиндрические шестерни — ведущая и ведомая. Ведущая шестерня
соединена с валом, на конце которого посажен приводной шкив. При
вращении шкива против часовой стрелки шестерни засасывают битум из
верхнего патрубка и нагнетают его в сеть через нижнее выпускное
отверстие, которое имеет четыре взаимно перпендикулярных выхода. К
одному из них присоединена нагнетательная линия (противоположный выход
закрывается заглушкой), а два других используются для монтирования
паровой трубы (при работе с паровым обогревом) или также закрываются
заглушками.
Приводной вал насоса вращается в двух втулках, из которых одна
запрессована в корпус насоса, а другая в крышку. Вал ведомой шестерни
также вращается в двух втулках. Конец ведущего вала при выходе из насоса
уплотняется сальниковой набивкой, поджимаемой крышкой. Для крепл<у ния
битумного насоса в подошве корпуса имеются четыре отверстия.
Передвижной битумный насоо (рис. 6.14) состоит из следующих основных
узлов: тележки, редуктора, приемного трубопровода, привода насоса,
трубопровода розлива, шестеренного насоса и двигателя внутреннего
сгорания.
Тележка — прицепная, двухосная, на трех колесах является одновременно
рамой для монтажа на ней узлов и механизмов установки. Рама — сварная,
трубчатого сечения. Переднее колесо поворотное, «рояльного» типа. Для
буксировки насоса на раме имеется буксирная петля для присоединения к
автомобилям.
Привод насоса состоит из двигателя, упругих муфт и редуктора. Упругая
муфта имеет две половины, соединенные пальцами с надетыми на них
резиновыми кольцами, которые обеспечивают эластичность муфты. Редуктор —
одноступенчатый, цилиндрический с чугунным литым корпусом, передаточное
число i = 3,95. Корпус редуктора прикреплен к поперечинам рамы болтами.
Насос — шестеренного типа, восьмизубый с модулем т = 14 мм. Корпус
насоса литой, имеет рубашку для обогрева выпускными газами двигателя.
Шестерни насоса установлены на шарикоподшипниках, смазывающихся рабочей
жидкостью. Ведущий вал уплотнен намоткой шнурового асбеста, поджатого
буксой. К фланцам насоса крепятся сверху труба нагнетания, снизу
приемная труба. Пуск и остановка насоса производятся посредством муфты
сцепления, педаль которой расположена с левой стороны установки.