Перед термической обработкой зубья собирают в
подвески на проволоке. Затем их подают в термический цех, в котором
проводят нитроцементацию, закалку, отпуск.
Процесс нитроцементации проводится для
диффузионного насыщения поверхности зуба одновременно углеродом и
азотом. Нитроцементация проводится в газовой среде, которая состоит из
смеси паров керосина или бензола и аммиака. Процесс осуществляется в
печах Ц-35 и Ц-25. В печи загружают подвески с деталями (1000 шт. в
каждой). Время выдержки 2 ч. Детали нагревают до
температуры 840±10ЧС, затем охлаждают в веретенном
масле, имеющем температуру 50—90°С. Глубина слоя насыщения 0,15— 0,3 мм;
достигаемая твердость HRC 58—62.
Для снятия внутренних напряжений, понижения хрупкости и повышения
вязкости закаленных зубьев при сохранении прочности и упругости
применяется отпуск. Отпуск выполняется в нагревательной печи ПН-32. С
помощью приспособления две подвески загружаются в печь. Детали нагревают
до температуры 220±Ю°С и выдерживают при этой температуре 3—4 ч, затем
их извлекают из печи и охлаждают на воздухе. На контрольной операции
после термической обработки проверяют отсутствие окалины, забоин и
ржавчины на поверхности детали. Требуемая шероховатость по чертежу после
термической обработки достигается на доводочных станках Н01778.
При изготовлении зубьев батана используют химическое и электрохимическое
обезжиривание. Применяется электрополирование, которое выполняют в среде
чистой серной кислоты (ГОСТ 4204—77). Электрополирование представляет
собой поверхностное растворение гребешков микронеровностей деталей,
помещенных в ванну с электролитом. Катодами служат электроды из
металлов, не растворяющихся в данном электролите. Перед
электрополированием зубья должны быть хорошо отшлифованы.
Электрополирование— более совершенный способ подготовки поверхности, чем
способ нанесения гальванических покрытий, так как при электрополировании
обеспечивается высокая прочность сцепления покрытия с основой.
Для удаления с поверхности деталей остатков электролита их промывают в
теплой проточной воде. Промывка проводится в стальных футерованных
ваннах.
Для повышения износостойкости зубья батана подвергают хромированию.
Толщина слоя хрома 0,5—1 мкм. Хром очень стоек к изменению атмосферных
явлений, хорошо сопротивляется изнашиванию и имеет высокую твердость.
Хромирование батанного зуба выполняется в ванне, имеющей свинцовую
футеровку, парообогре-ватель й бортовую вентиляцию. В качестве
электролита используют серную кислоту и хромовый ангидрид. Температура
нагрева 55—65°С, плотность тока на катоде 30-40 А/дм2, время
хромирования 1 ч.
На окончательной контрольной операции проверяют основные размеры,
шероховатость поверхностей и геометрическую форму.