содержание ..
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89 ..
ГЛАВА 11. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ДЕТАЛЕЙ МАШИН ПРЯДИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
11.1. КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРЕТЕН
Назначение и типы веретен. Веретена предназначены для кручения пряжи и
наматывания ее на бумажный патрон или шпулю. Они являются важнейшим
рабочим органом ряда текстильных машин. Требования к веретенам базовой
конструкции регламентирует ГОСТ 160—84 Е. Указанный ГОСТ
распространяется на веретена кольцевых прядильных и крутильных машин для
производства нитей из натуральных и химических волокон.
Веретена типа ВН являются наиболее распространенными в отечественной
промышленности и за рубежом. Веретена типа ВН изготовляют следующих
типов (рис. 11.1): 1—с насадкой и фиксаторами вверху (рис. 11.1, а)
2 — с наконечником и фиксаторами вверху и
внизу (рис. 11.1, б) 3 — с наконечником и фиксаторами вверху (рис. 11.1,
в); 4— с насадкой, крутильной головкой и фиксаторами вверху (рис. 11.1,
г).
В прядильном и крутильном производстве для натуральных волокон чаще
применяют веретена с насадками, в производстве химических волокон —
веретена с наконечником.
Основные размеры веретен типа ВН приведены в табл. 11.1.
Рис. 11.1. Варианты исполнения веретен типа ВН под
бумажные патроны:
а веретено с насадкой и фиксаторами вверху; б — веретено с наконечниками
и фиксаторами вверху и внизу; в веретено с наконечником и фиксаторами
вверху; г — веретено с насадкой, крутильной головкой и фиксаторами
вверху
Таблица 11.1. Размеры веретен типа ВН
Насадки для веретена типа ВН могут быть изготовлены
из дерева (береза, бук), алюминиевого сплава или пластмассы.
В последние годы получили широкое распространение веретена с
укороченными шпинделями и алюминиевыми насадками. Разработано несколько
типов высокоподъемных веретен с укороченными шпинделями, предназначенных
для поковок массой 70—350 г, при подъеме кольцевой планки на 200—300 мм
и диаметре колец 38—75 мм.
На рис. 11.2 показано веретено в собранном виде с укороченным шпинделем
типа ВНТ 28-61. Верхняя часть шпинделя веретена выполнена укороченной;
на нее выше блочка с колоколом запрессовывается жесткая алюминиевая
насадка, в верхней части которой имеются фиксаторы. Часть шпинделя,
расположенная ниже колокола блочка, состоит из цилиндра, большого
усеченного конуса, малого предпяточного конуса и конической пятки.
Хвостовая часть шпинделя веретена расположена во
втулке, которая верхней частью входит в полую часть блочка. Основное
назначение большого конуса хвостовой части шпинделя — обеспечить при
работе веретена подачу масла к верхнему роликовому подшипнику 2.
Конусность данной части веретена устанавливают в зависимости от длины
хвостовой части, диаметра и частоты вращения веретена, вида смазочного
материала. Для уменьшения изнашивания угол конической пятки шпинделя
веретена обычно 60—90°. Вершину конической пятки немного закругляют (г =
0,6-+-1,0 мм), создавая некоторую опорную поверхность для восприятия
вертикальной нагрузки.
Втулка веретена служит для расположения опор шпинделя (вверху —
радиальный подшипник, внизу — подпятник). В качестве верхней радиальной
опоры используют роликовый подшипник, а в качестве нижней опоры —
подшипник трения скольжения.
В современных веретенах втулки могут покачиваться в гнезде, что улучшает
условия работы шпинделя, повышает его устойчивость и долговечность.
Известны две конструкции таких втулок: цилиндрическая (рис. 11.3) и
сферическая (рис. 11.4).
Цилиндрическая втулка нижним торцом головки опирается на верхний торец
гнезда. Втулки от вращения в гнезде предохраняет плоская пружина,
входящая в соответствующий паз. Между опорными плоскими торцами
цилиндрической втулки и гнезда возникает большая сила трения. Поэтому
покачивание цилиндрической втулки затруднено, особенно при больших
осевых нагрузках. Такие втулки применяют только для веретен легкого типа
ВУ. Остальные типы кольцепрядильных и кольцекрутильных веретен выпускают
со сферической втулкой. Сферические поверхности втулки и гнезда
контактируют. Обе поверхности должны быть хорошо притерты. Внутрь нижней
части
роликоподшипниковых втулок запрессовывается
подпятник; корпус втулки снизу завальцовывается.
В сферической втулке расположены центрирующее и демпфирующее устройства,
заводное кольцо, пружина, тормозная трубка и тормозное кольцо. Заводное
кольцо и пружина обеспечивают прижатие сферической головки втулки к
сферической поверхности гнезда. При возникновении толчков прослойка
масла между наружной поверхностью втулки и внутренней поверхностью
тормозной трубки препятствует покачиванию втулки в гнезде, а
центрирующее устройство способствует возврату втулки в центральное
положение.
Гнездо веретена, в котором помещена втулка, служит резервуаром для
масла. При помощи гнезда веретено прикрепляется к брусу машины. Гнезда
изготовляют из модифицированного чугуна или стали.
Рис. 11.2. Веретено со сферической
роликоподшипниковой втулкой:
1 — шпиндель; 2 — роликоподшипник; 3 — гнездо; 4 — стопорный винт; 5 —
заводное кольцо; 6 — спиральная пружина; 7 — втулка; 8 — тормозная
трубка; 9 — тормозное кольцо; 10 — подпятник
Рис. 11.3. Цилиндрическая втулка веретена:
1 — роликоподшипник; 2 — головка; 3 — гильза; 4 — подпятник; 5 — плоская
пружина
Рис. 11.4. Сферическая втулка веретена:
1 — втулка со сферой; 2 — заводное кольцо; 3 — гильза; 4 — пружина; 5 —
шайба; 6 — тормозная трубка; 7 — тормозное кольцо; 8 — подпятник
содержание ..
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89 ..
|