11.1. КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРЕТЕН

  Главная      Учебники - Техника     Технология текстильного машиностроения (Л. К. Сизенов, А. А. Мизери) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

ГЛАВА 11. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН ПРЯДИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА


11.1. КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРЕТЕН




Назначение и типы веретен. Веретена предназначены для кручения пряжи и наматывания ее на бумажный патрон или шпулю. Они являются важнейшим рабочим органом ряда текстильных машин. Требования к веретенам базовой конструкции регламентирует ГОСТ 160—84 Е. Указанный ГОСТ распространяется на веретена кольцевых прядильных и крутильных машин для производства нитей из натуральных и химических волокон.

Веретена типа ВН являются наиболее распространенными в отечественной промышленности и за рубежом. Веретена типа ВН изготовляют следующих типов (рис. 11.1): 1—с насадкой и фиксаторами вверху (рис. 11.1, а)

 

 2 — с наконечником и фиксаторами вверху и внизу (рис. 11.1, б) 3 — с наконечником и фиксаторами вверху (рис. 11.1, в); 4— с насадкой, крутильной головкой и фиксаторами вверху (рис. 11.1, г).

В прядильном и крутильном производстве для натуральных волокон чаще применяют веретена с насадками, в производстве химических волокон — веретена с наконечником.
Основные размеры веретен типа ВН приведены в табл. 11.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11.1. Варианты исполнения веретен типа ВН под бумажные патроны:
а веретено с насадкой и фиксаторами вверху; б — веретено с наконечниками и фиксаторами вверху и внизу; в веретено с наконечником и фиксаторами вверху; г — веретено с насадкой, крутильной головкой и фиксаторами вверху

 

 

 

 

 

Таблица 11.1. Размеры веретен типа ВН

 

 

 

 

 

Насадки для веретена типа ВН могут быть изготовлены из дерева (береза, бук), алюминиевого сплава или пластмассы.

В последние годы получили широкое распространение веретена с укороченными шпинделями и алюминиевыми насадками. Разработано несколько типов высокоподъемных веретен с укороченными шпинделями, предназначенных для поковок массой 70—350 г, при подъеме кольцевой планки на 200—300 мм и диаметре колец 38—75 мм.

На рис. 11.2 показано веретено в собранном виде с укороченным шпинделем типа ВНТ 28-61. Верхняя часть шпинделя веретена выполнена укороченной; на нее выше блочка с колоколом запрессовывается жесткая алюминиевая насадка, в верхней части которой имеются фиксаторы. Часть шпинделя, расположенная ниже колокола блочка, состоит из цилиндра, большого усеченного конуса, малого предпяточного конуса и конической пятки.
 

Хвостовая часть шпинделя веретена расположена во втулке, которая верхней частью входит в полую часть блочка. Основное назначение большого конуса хвостовой части шпинделя — обеспечить при работе веретена подачу масла к верхнему роликовому подшипнику 2. Конусность данной части веретена устанавливают в зависимости от длины хвостовой части, диаметра и частоты вращения веретена, вида смазочного материала. Для уменьшения изнашивания угол конической пятки шпинделя веретена обычно 60—90°. Вершину конической пятки немного закругляют (г = 0,6-+-1,0 мм), создавая некоторую опорную поверхность для восприятия вертикальной нагрузки.

Втулка веретена служит для расположения опор шпинделя (вверху — радиальный подшипник, внизу — подпятник). В качестве верхней радиальной опоры используют роликовый подшипник, а в качестве нижней опоры — подшипник трения скольжения.

В современных веретенах втулки могут покачиваться в гнезде, что улучшает условия работы шпинделя, повышает его устойчивость и долговечность. Известны две конструкции таких втулок: цилиндрическая (рис. 11.3) и сферическая (рис. 11.4).

Цилиндрическая втулка нижним торцом головки опирается на верхний торец гнезда. Втулки от вращения в гнезде предохраняет плоская пружина, входящая в соответствующий паз. Между опорными плоскими торцами цилиндрической втулки и гнезда возникает большая сила трения. Поэтому покачивание цилиндрической втулки затруднено, особенно при больших осевых нагрузках. Такие втулки применяют только для веретен легкого типа ВУ. Остальные типы кольцепрядильных и кольцекрутильных веретен выпускают со сферической втулкой. Сферические поверхности втулки и гнезда контактируют. Обе поверхности должны быть хорошо притерты. Внутрь нижней части

роликоподшипниковых втулок запрессовывается подпятник; корпус втулки снизу завальцовывается.

В сферической втулке расположены центрирующее и демпфирующее устройства, заводное кольцо, пружина, тормозная трубка и тормозное кольцо. Заводное кольцо и пружина обеспечивают прижатие сферической головки втулки к сферической поверхности гнезда. При возникновении толчков прослойка масла между наружной поверхностью втулки и внутренней поверхностью тормозной трубки препятствует покачиванию втулки в гнезде, а центрирующее устройство способствует возврату втулки в центральное положение.

Гнездо веретена, в котором помещена втулка, служит резервуаром для масла. При помощи гнезда веретено прикрепляется к брусу машины. Гнезда изготовляют из модифицированного чугуна или стали.

 

 

 

 

 

Рис. 11.2. Веретено со сферической роликоподшипниковой втулкой:
1 — шпиндель; 2 — роликоподшипник; 3 — гнездо; 4 — стопорный винт; 5 — заводное кольцо; 6 — спиральная пружина; 7 — втулка; 8 — тормозная трубка; 9 — тормозное кольцо; 10 — подпятник

 

 

 

 

 

Рис. 11.3. Цилиндрическая втулка веретена:
1 — роликоподшипник; 2 — головка; 3 — гильза; 4 — подпятник; 5 — плоская пружина

 

 

 

 

 

 

Рис. 11.4. Сферическая втулка веретена:
1 — втулка со сферой; 2 — заводное кольцо; 3 — гильза; 4 — пружина; 5 — шайба; 6 — тормозная трубка; 7 — тормозное кольцо; 8 — подпятник

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..