Сборка — завершающая стадия производства машины. Трудоемкость сборочных
работ достигает 20—50% общей трудоемкости изготовления машины.
Различают следующие виды сборочных соединений: 1) неподвижные разъемные;
2) неподвижные неразъемные; 3) подвижные разъемные; 4) подвижные
неразъемные. К неподвижным разъемным соединениям относятся те, которые
можно разобрать без повреждения соединяемых и скрепляющих их деталей.
Это — резьбовые, шпоночные, некоторые шлицевые, конические, а также
соеди-нения с переходными посадками. К неподвижным неразъемным относятся
такие соединения, разъединение которых связано с повреждением или полным
разрушением деталей, входящих в данное соединение. Такие соединения
получают посадкой с гарантированным натягом, развальцовкой и отбортовкой,
сваркой, пайкой, клепкой, склеиванием. К подвижным разъемным соединениям
относятся соединения с подвижной посадкой. К подвижным неразъемным
соединениям относятся подшипники качения, втулочно-роликовые клепаные
цепи, запорные краны.
Сборку разделяют на узловую и общую. Объектом узловой сборки являются
сборочные элементы машины, а объектом общей сборки — машина.
Детали поступают на сборку после их окончательного технического
контроля. Процесс сборки состоит из двух основных частей: подготовки
деталей к сборке и собственно сборочных операций. К подготовительным
работам относятся: различные слесарно-пригоночные работы (опиливание,
шабрение и др.), выполняемые при необходимости; окраска отдельных
деталей, например корпусных; очистка и промывка деталей; смазывание
сопрягаемых деталей, если это необходимо, согласно техническим условиям.
К собственно сборочным процессам относят соединение сопрягаемых деталей
и узлов с обеспечением правильного их взаимного положения и определенной
посадки. К сборочным процессам относится также балансировка собранных
узлов.
Примерное соотношение времени, затрачиваемого на отдельные стадии
сборочного процесса при сборке машин средних размеров в условиях
серийного производства: слесарная обработка деталей — до 10%; сборка
сборочных единиц (узлов)—50—60%; общая сборка машины — 40—30%.