4.3. ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТИ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ДЕТАЛЕЙ МАШИН

  Главная      Учебники - Техника     Технология текстильного машиностроения (Л. К. Сизенов, А. А. Мизери) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

4.3. ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТИ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ДЕТАЛЕЙ МАШИН

 


Шероховатость и волнистость поверхности, наклеп и остаточные напряжения в поверхностном слое детали оказывают влияние на прочность, износостойкость, коррозионную стойкость, точность и надежность неподвижных посадок, герметичность соединений и др.

Существенное влияние на износостойкость поверхности оказывает шероховатость поверхности. Поверхность с малой шероховатостью не всегда является наиболее износостойкой, так как удержание смазочного материала на поверхности деталей зависит от микрорельефа поверхностей. Поэтому в зависимости от конкретных условий трения устанавливают оптимальную шероховатость поверхности.

От шероховатости зависит стабильность неподвижных посадок. При запрессовке деталей наблюдается сглаживание микронеровностей, приводящее к уменьшению фактического натяга. В связи с этим уменьшение прочности соединения деталей обнаруживается при наличии поверхностей с увеличенной шероховатостью. Микронеровности поверхности являются местом концентрации напряжений, поэтому поверхности с увеличенной шероховатостью имеют меньшее сопротивление усталости в условиях циклической нагрузки.

Грубо обработанные поверхности более подвержены коррозии, особенно в атмосферных условиях, так как коррозия наиболее интенсивно протекает на дне микронеровностей и мелких надрезов.

Направление неровностей на сопряженных поверхностях влияет на коэффициент трения. Поверхности с совпадающим направлением неровностей (например, шлифованная шейка и обработанный тонким растачиванием вкладыш) имеют наибольший коэффициент трения. Наименьший коэффициент трения достигается при сочетаниях сопряженных поверхностей с перекрещивающимся направлением неровностей (хонингование, суперфиниширование).
 

 

Волнистость влияет на взаимное расположение поверхностей и осей деталей в узле машины, прочность неподвижных соединений, зазор перемещающихся деталей, трение и износ. Волнистость поверхности способствует увеличению давления, так как трущиеся поверхности соприкасаются с выступами волн.

Образование в поверхностном слое наклепа и сжимающих остаточных напряжений, как правило, способствует увеличению долговечности деталей машин, так как возрастает их сопротивление усталости. Наклеп уменьшает пластичность трущихся поверхностей и схватывание металлов, что способствует снижению износа. Однако при большом наклепе (перенаклепе) возможно увеличение износа и уменьшение сопротивления усталости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..