2.13. УПРАВЛЕНИЕ ТОЧНОСТЬЮ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛИ

  Главная      Учебники - Техника     Технология текстильного машиностроения (Л. К. Сизенов, А. А. Мизери) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

2.13. УПРАВЛЕНИЕ ТОЧНОСТЬЮ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛИ

 

 

Управление точностью обработки детали методами активного контроля

 

 

 Для обеспечения требуемой точности обработки партии деталей недостаточно правильно рассчитать и осуществить настройку станка. Как известно, в процессе обработки происходит смещение поля рассеяния размеров деталей внутри поля допуска из положения 1 в положение 2 (рис. 2.16, а) и через некоторый промежуток времени Т обработки возникает опасность выхода размеров деталей за пределы поля допуска А. Для предотвращения появления брака через промежуток времени Т необходимо производить поднастройку (подналадку) станка.

 

Для этого используют различные системы активного контроля, к которым относятся послеоперационные системы активного контроля размеров (подналадчики) и системы активного контроля в процессе обработки. Подналадчики применяют для компенсации систематических переменных погрешностей обработки. Компенсация систематического фактора, например износа инструмента, заключается в том, что относительное положение инструмента и детали корректируется специальными механизмами в соответствии с результатом измерений одной или определенной группы деталей, прошедших обработку.

Как видно из рис. 2.16, а, при подходе контролируемого параметра к верхней границе допуска должна подаваться команда на изменение положения инструмента на значение образовавшегося размерного износа . Подналадки периодически повторяются до момента полного изнашивания инструмента, после чего его необходимо заменить.

Уменьшение интервала между двумя подналадками сокращает систематическую погрешность (рис. 2.16,б). Предельно возможное сокращение погрешности обработки с помощью автопод-наладчиков определяется полем рассеяния контролируемого параметра деталей , определяемого действием случайных факторов (рис. 2.16, в). Использовать автоподналадчик целесообразно тогда, когда случайная составляющая суммарной погрешности мала по сравнению с систематической.

В качестве примера системы активного контроля в процессе обработки может служить устройство для продольного шлифования

валов текстильных машин (рис. 2.17), которое обеспечивает точность размеров и формы гладких и ступенчатых валов по результатам контроля их размеров в нескольких поперечных сечениях.

На станине 1 станка, напротив шлифовального круга 2 закреплен датчик-преобразователь размера 3, сигнал с которого поступает на сравнивающее устройство 4.

На станине станка установлены также датчики положения 5, настраиваемые в зависимости от длины шлифуемой ступени вала 6. Команды с этих датчиков поступают на логические элементы И. Таким образом, на вход логических элементов поступают два сигнала — со сравнивающего устройства и с датчиков положения, количество которых определяется точностью обработки. Выход каждого элемента И связан со входом элемента памяти Я. Элемент памяти необходим для запоминания команды, поступающей через элемент И от датчика положения и от датчика-преобразователя команды через сравнивающее устройство, выход которого связан с устройством отключения врезной подачи 7. Продолжение обработки с продольной подачей обеспечивает выдерживание требуемого размера в остальных двух сечениях. После этого сигнал с трех датчиков положения, соединившись с сигналом устройства 4, поступает на устройство останова станка, и процесс обработки прекращается.

 

 

 

 

Рис. 2.16. Схема уменьшения погрешности обработки партии деталей при компенсации размерного износа инструмента

 

 

 

 

 

Рис. 2.17. Структурная схема устройства активного контроля при продольном шлифовании валов текстильных машин:

1 — станина станка; 2 — шлифовальный круг; 3 — датчик-преобразователь размера; 4 — обрабатываемый ступенчатый вал; 5 — датчики положения

 6 — сравнивающее устройство; 7 — устройство отключения врезной подачи; 8 — устройство останова станка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..