Сборка деталей часов после смазки

  Главная      Книги - Часы     Руководство по ремонту часов (Дональд Де Карль) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

 

ЧИСТКА И СМАЗКА ЧАСОВ

 

Сборка деталей часов после смазки

 


Перед сборкой все детали продуваются грушей. Сборку начинают с барабана. В барабан закладывают пружину и смазывают ее маслом. Масло распределяют равномерно по краям. Ставят на место вал барабана и надевают пружину на крючок вала. Пружина должна отжать вал барабана в сторону, так что нужно преодолеть ее усилие, чтобы вставить вал в отверстие барабана. Закрывают крышку барабана. Вырез в барабане должен находиться на противоположной стороне отметки, имеющейся на барабане. Надевание крышки не должно производиться с помощью каких-либо инструментов, а просто легким нажатием большими пальцами обеих рук (фиг. 120). Вал барабана держат пинцетом и проверяют его осевой зазор. При отсутствии зазора нужно определить, в какую сторону лучше произвести его увеличение. Если в сторону крышки барабана, то барабан кладут на латунную подставку и слегка ударяют по верхней части вала
латунным молотком. При этом крышка барабана несколько выгнется и освободит вал (фиг. 121). Смазывают цапфы оси барабана.

На платину помещают барабан, затем устанавливают промежуточное, секундное и ходовое колеса. Устанавливают мост барабана. Закрепляют на нем собачку и пружину, предварительно смазав колонку собачки и ее пружину в том месте, где она зацепляет собачку. Слегка смазывают гнездо барабанного колеса и закрепляют колесо винтом.

Переворачивают механизм и монтируют остальные детали. Все движу-щиеся детали смазываются. Устанавливают заводной вал и заводят пружину. Во время работы колесной системы механизм слегка продувают грушей. Устанавливают вилку и ее мост, проверяют осевые зазоры. После этого переходят к смазке самого механизма. Чтобы предупредить попадание в механизм излишнего количества масла, необходимо руководствоваться следующим правилом: для смазки одного механизма достаточно израсходовать одну каплю, которая стечет в контейнер масленки с большой часовой отвертки.

На фиг. 122 показаны масленки с различными контейнерами для масла. Маслом из одной масленки смазывают верхнюю и нижнюю цапфы вала ходового колеса, а также верхние и нижние цапфы вилки.

Если ходовое колесо и вилка имеют конусообразные цапфы, вращающиеся на накладных камнях, то количество задаваемого масла не имеет особого значения, более строгой дозировки следует

придерживаться в случае, если цапфы имеют цилиндрическую форму. Эти цапфы показаны на фиг. 123.

При смазке палет нужно задать немного масла на плоскость покоя входной палеты и заостренной палочкой подвинуть вилку вперед и назад так, чтобы масло попало на зубья ходового колеса. Вторую дозу масла дают на этот же камень, чтобы все зубья ходового колеса получили свою долю масла. Масло по зубьям поступает на выходную налету, в этом случае также следует остере-гаться излишнего количества масла. Эллипс ни в коем случае нельзя смазывать. В практике встречаются три случая попадания масла на эллипс: 1) при растекании масла, 2) при случайном попадании масла во время перемещения вилки, 3) при снятии баланса после смазки его осей.

Масло удерживается в цапфах благодаря капиллярным свойствам зазоров, как показано на фиг. 124, где одна поверхность показана изогнутой и масло собирается к вершине изгиба.

Приступая к установке баланса, механизм помещают под стеклянный колпак.

Начинают чистить баланс щеткой от опилок и пыли, держа его в папиросной бумаге.

Затем окунают баланс в бензин и просушивают. Держа баланс в правой руке, нажимают бузиной на нижнюю цапфу, пока в нее не войдет импульсный ролик. Затем таким же образом чистят эллипс. Одновременно чистится и импульсный ролик. Тщательно чистят верхнюю цапфу; перед установкой спирали проверяют состояние цапф оси баланса. Для соответствующей проверки проводят ногтем по концу цапфы и при наличии заусенцев окажется, что цапфа царапает ноготь (фиг. 125). Проверяют также и уравновешенность баланса; хотя баланс был уже раньше уравновешен, но при чистке его равновесие могло быть нарушено. Необходимость проверки баланса после чистки относится только к разрезным балансам. Для закрепления спирали пользуются подставкой (фиг. 126). Баланс часто имеет соответствующие отметки, по которым спираль устанавливают в правильное положение. Обычно колонка спирали должна находиться на противоположной стороне от отметки в виде небольшой точки или легкого штриха на поверхности обода баланса.

Баланс устанавливают на мост и осторожно переворачивают. Держа мост так, что баланс находится в висячем положении, помещают его в механизм. Следует убедиться, что эллипс вошел в паз вилки. Мост баланса завинчивают. Часы должны быть пущены до того, как будет завинчен мост. Если часы не пущены, баланс

слегка толкают пальцем, чтобы убедиться в свободном движении и заставить его колебаться. После закрепления балансового моста проверяют осевой зазор и биение баланса. Иногда необходимо повернуть спираль, для чего баланс должен быть снова вынут из механизма. Проверив биение баланса, снимают мост вместе с балансом, дают немного масла в нижнее отверстие, переворачивают мост, слегка поднимают баланс и дают масло в верхнее отверстие. Ставят баланс в механизм, переворачивают механизм и грушей продувают платину.

Слегка смазывают ось центрального колеса и ставят на место минутный триб. Задают масло в отверстия осей секундного и промежуточного колес и минимальное количество масла колонке

минутного колеса. Часовое колесо устанавливают без предварительной смазки, затем надевают циферблат. Мосты не смазывают до установки механизма в корпус.

Стрелки лучше ставить тогда, когда механизм уже в корпусе, если это возможно. Часовую стрелку надевают на трубку при помощи чурочки. Минутную стрелку насаживают на минутный триб обратной стороной ручки от щетки. Секундную стрелку насаживают на цапфу секундного колеса концом
чурочки. Затем смазывают заводной вал.

 


 

 

 

 

 

 

 

Фиг. 123.
а — достаточное количество масла для конусообразной цапфы; б — излишнее количество масла для цапф вилки; в — достаточное количество масла для цапф вилки.

 

 

 


Фиг. 124. Капиллярность; масло удерживается в одной точке.

 

 

 

 

 

Фиг. 125. Проверка конца оси баланса на отсутствие шероховатости.

 

 

 

 

 

Фиг. 126. Подставка для баланса при замене спирали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..