РАЗБОРКА МЕХАНИЗМА ЧАСОВ, ЕГО УЗЛЫ И ДЕТАЛИ

  Главная      Книги - Часы     Руководство по ремонту часов (Дональд Де Карль) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 


РАЗБОРКА МЕХАНИЗМА ЧАСОВ, ЕГО УЗЛЫ И ДЕТАЛИ

 


Стрелочный механизм, укрепленный на платине, можно увидеть после снятия циферблата и стрелки. Стрелочный механизм представляет собой зубчатую передачу между часовым колесом и минутным трибом. Следует снять эти колеса, положить их на верстак, накрыв стеклянным колпаком. Под колпак кладут все детали разобранных часов во избежание их повреждения или потери. После этого механизм переворачивают и снимают баланс. Когда механизм лежит на верстаке платиной вниз, следует соблюдать большую осторожность, так как легко можно повредить две выступающие, очень важные детали: центральную ось, удерживающую минутный триб, и цапфу оси секундного колеса, если часы имеют секундную стрелку. Механизм следует держать за края платины так, чтобы он покоился на мякоти концов пальцев, касаясь верстака лишь в той точке, где требуется сделать нажим. Отверткой отворачивают винты и снимают мост баланса, поддевая его у основания пинцетом в том месте, где имеется прорезь. Мост следует осторожно приподнять пинцетом, а когда он освободится от установочных штифтов, его снимают вместе с закрепленным на нем балансом. При снятии моста баланс может оказаться заклиненным из-за сцепления предохранительного ролика и роликов анкерной вилки, вследствие чего можно повредить спираль, В этом случае нужно приподнять мост, слегка растянув спираль и, сохраняя неподвижной правую руку, слегка повернуть механизм в левой руке, освобождая таким образом ролик от анкерной вилки. Поворачивать механизм можно как влево, так и вправо.

Вынув баланс из механизма, нельзя давать ему висеть качаясь на конце спирали, а необходимо спокойно опустить его на верстак и осторожно перевернуть мост баланса тыльной стороной так, чтобы баланс опрокинулся вместе с мостом и оказался лежащим на мосту. Если баланс не опрокидывается, как указано выше, то его осторожно поднимают пинцетом и кладут на мост, чтобы цапфа оси баланса вошла в отверстие камня.
 

 

Эта операция абсолютно безопасна при работе с большинством часов, но не со всеми, так как некоторые часы имеют слишком мягкую спираль. Такие спирали обычно белого цве!а. В случае сомнения относительно твердости спирали, снятый мост удерживают пинцетом и опускают баланс настолько, чтобы нижняя его цапфа коснулась верстака. Затем, держа мост баланса левой рукой, отворачивают винт колонки спирали и баланс освобождают от соединения с мостом. Иногда штифты градусника продолжают удерживать спираль и ее можно освободить лишь потянув вниз баланс. Иногда встречаются часы, у которых колонка спирали расположена вдоль верхней части моста баланса. Такая конструкция применяется у большинства карманных английских и у некоторых швейцарских часов, реже в наручных часах. В этом случае колонку отворачивают до того, как освобождается мост баланса.

Если баланс с мостом сняты как один узел и уложены на верстак, следует, удерживая мост большим и указательным пальцами левой руки, отвернуть колонку и снять баланс с моста. Поднимать мост баланса во время этой операции не рекомендуется. Освобождая цапфы оси баланса из отверстия в камне, всегда нужно стараться вынимать баланс вертикально, чтобы избежать повреждения цапфы. Винт колонки спирали после снятия баланса необходимо вновь завернуть.

После этого переворачивают механизм и освобождают минутный триб. Для этой операции механизм легко держат левой рукой за края нижней платины и осторожно снимают триб пинцетом, концы которого имеют латунные накладки. При этом триб следует вращать против часовой стрелки и слегка оттягивать вверх.

После этого механизм вновь переворачивают (осторожно, чтобы не повредить цапфу секундного колеса) для разборки колесной системы. Перед тем как продолжить разборку, следует убедиться в том, что заводная пружина не заведена; в противном случае колесную систему заклинивают куском пуцгольца. Всегда необходимо испытать влияние усилия заводной пружины на колесную систему, прежде чем коснуться моста анкерной вилки. Это достигается легким нажимом на перекладину центрального колеса или легким прикосновением к рожкам анкерной вилки.

Опытный ремонтник снимает мост анкерной вилки и удаляет вилку, позволив заводной пружине развернуться под контролем штифта, удерживаемого у края колеса. Самым же надежным способом спуска заводной пружины является ее последовательное раскручивание. Для этого надо зажать заводную головку между указательным и большим пальцами, затем отвести собачку от барабанного колеса и дать заводной головке возможность медленно поворачиваться между пальцами. Почувствовав, что заводная головка уходит из-под контроля пальцев, отпускают собачку, с тем

чтобы она могла снова войти в зацепление с барабанным колесом. Заводная пружина не должна разворачиваться рывком, иначе можно повредить ее замок.

Если анкерная вилка вынута до спуска заводной пружины и колесная система резко начнет вращаться, то при этом могут быть повреждены оси и зубцы колес. Спустив заводную пружину, отворачивают винты моста анкерной вилки и снимают их. Удалить винты необходимо для того, чтобы они не задерживали снятие моста. После снятия моста анкерной вилки его кладут в сторону, после чего извлекают вилку с палетами. Однако в колесной системе может сохраниться некоторое усилие, что позволит сделать колесам несколько оборотов после удаления вилки. Это незначительное усилие заводной пружины не может причинить какой-нибудь вред механизму. Чтобы не перепутать отвернутые винты, следует хранить их вместе с деталью, тем самым экономя время на поиски. Винты, будучи одинаковыми по размеру и резьбе, могут иметь небольшую разницу в длине, поэтому совершенно необходимо при сборке пользоваться винтами, принадлежащими только данной детали. Эти замечания более всего относятся к часам старой конструкции. Затем освобождают от винтов мост промежуточного и секундного колеса и снимают ходовое колесо. После этого снимают барабанное колесо и мост центрального колеса, а затем удаляют центральное, промежуточное и секундное колеса. Следующей операцией будет снятие моста барабана и самого барабана. На платине остается только механизм завода и перевода стрелок, укрепленный на ее нижней стороне. Разборку этого узла начинают со снятия заводного вала. Деталь, обеспечивающая его крепление, удерживается винтом. Освободив вал, его осторожно вытягивают из платины, предварительно отжав переводной рычаг. Иногда вследствие загустения масла переводной рычаг заедает; чтобы свободно вынуть заводной вал, нужно немного повернуть винт и, вставив отвертку в шлиц винта, нажать на него. Тепёрь с моста барабана можно снять заводное колесо. Осторожно отвинчивая, снимают собачку с пружиной. Затем приступают к разборке барабана.

В прорезь крышки вставляют острие отвертки и осторожно поднимают ее. Обычно крышка вынимается легко, но если она заедает, то следует прочистить края барабана щеткой с бензином, оставив его смоченным на некоторое время. Особую осторожность нужно соблюдать при вынимании вала барабана. Вал держат толстыми пинцетами и, немного повернув по часовой стрелке, освобождают от сцепления с пружиной, после чего вал вынимают из барабана.

Большую предосторожность необходимо соблюдать также при извлечении из барабана заводной пружины. Если заводная пружина вынимается рывком или с усилием, то она может принять конусообразную форму и ее следует тогда считать поврежденной.

 

Приняв форму конуса, заводная пружина не может сохранять плоскую форму в барабане, что создаст излишние потери на трение о крышку барабана.

Для правильной разборки пружины барабан держат кончиками пальцев и длинными пинцетами и слегка вытягивают внутренний виток пружины. Когда пружина начинает освобождаться, барабан кладут на ладонь левой руки и осторожно перебирают пружину пальцами правой руки. Не следует допускать резкого выхода пружины из барабана. Эта операция не сложна, но и она требует большой аккуратности.

Перед снятием циферблата нужно проверить вертикальный зазор часовой стрелки, для чего часовую стрелку захватывают пинцетами, поднимают и опускают ее.

Вынув механизм из корпуса и сняв циферблат, следует осмотреть обратную сторону циферблата в точке над вексельным колесом для проверки зазора между трибом вексельного колеса и циферблатом. Если необходимый зазор отсутствует, то на задней стороне циферблата обнаружится след трения.

Заедание вексельного колеса не обязательно вызывает остановку часов, но оно очень вредно влияет на точйость хода. Заедание вексельного колеса может произойти только в определенных положениях, однако это временное затормаживание приводит к значительной потере энергии. Для предупреждения заедания существуют два пути.

У эмалированных циферблатов излишнюю толщину можно снять карборундовым карандашом; у металлических циферблатов без эмалевого покрытия достаточно снять небольшую стружку ножом. Если это не поможет, то следует уменьшить высоту триба вексельного колеса.

После проверки эмалированный циферблат кладут лицевой стороной вниз на кусочек замши. Держа циферблат крепко большим и указательным пальцами левой руки, смачивают кончик карборундового карандаша, находящегося в правой руке и, вращая карандаш, слегка трут по указанному месту. Карандаш должен чертить небольшие круги. Карборунд очень быстро снимает слой эмали и вскоре показывается медная поверхность подножки циферблата; больше снимать не рекомендуется. Иногда достаточно только отшлифовать отметку, сделанную трибом. После этого счищают осевшую пыль, смазывают конец триба вексельного колеса маслом и надевают циферблат. Если по-прежнему наблюдается касание триба, то следует уменьшить его высоту.

Для обработки металлического циферблата без эмали применяют пробку, срезают у нее верхушку и вставляют в тиски. Пробку покрывают кусочком замши и папиросной бумагой. Такая предосторожность необходима, чтобы не повредить очень слабое покрытие лицевой поверхности циферблата. У многих часов по-

верхность циферблата тускнеет от одного легкого прикосновения руки.

Перед снятием часового колеса надо проверить глубину его зацепления с трибом вексельного колеса. Снимают вексельное колесо и, держа триб пинцетами, пытаются повернуть колесо пальцами, чтобы убедиться, что колесо плотно сидит на трибе. Обязательно проверяют пинцетами посадку колонки вексельного колеса в платине. Слабую посадку необходимо устранить. Все изложенные рекомендации необходимы для выполнения качественного ремонта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..