Правильно установленный порядок приемки и сдача кранов при смене бригад
обеспечивает их исправное содержание, бесперебойную и
высокопроизводительную работу.
Постоянный контроль за соблюдением установленного порядка и
своевременные меры, применяемые к его нарушителям, повышают
ответственность крановых бригад за содержание кранов. Порядок сдачи и
приема крана в конце каждой смены в основном сводится к следующему.
Сдающая бригада приводит кран в чистое исправное состояние, а крановая
бригада, вступающая в смену, в присутствии бригады, сдающей кран,
производит тщательный осмотр крана, проверяет исправность всех его
механизмов, наличие инструмента и инвентаря вспомогательных
приспособлений, сигнальных принадлежностей, количество топлива,
смазочных и обтирочных материалов, воды. Проверяется также работа крана
на ходу.
Если в процессе приемки обнаружены какие-либо неисправности или
недостача инструментов н других приспособлений и устройств, то обо всем
этом делается запись в книге приемки и сдачи дежурств машинистами
кранов. Если эти неисправности не могут быть устранены на месте силами
бригад, то об этом сообщается администрации (в локомотивных депо —
дежурному по депо) для принятия мер, направленных на быстрейшее
устранение обнаруженных дефектов.
Принимать кран рекомендуется в такой последовательности:
на паровом кране: огневая коробка; арматура котла; паропровод и вентили;
паровая машина и далее в общем порядке для всех кранов;
на кране с двигателем внутреннего сгорания: главный и пусковой
двигатели; система управления двигателем; механизм сцепления двигателя с
главным валом крана;
на кране с электрическим двигателем: токопрнемные устройства;
электродвигатель с пусковой аппаратурой; механизм сцепления
электродвигателя с главным валом крана.
На электрических и дизель-электрических кранах, имеющих отдельные
электроприводы на каждый механизм крана, поочередно осматривают
генератор, электродвигатели механизма подъема груза, подъема стрелы,
поворотного механизма, механизма передвижения.
После осмотра силовой установки крана остальные его механизмы и детали
осматривают в следующем порядке: механизм
главного вала; механизмы подъема груза и грейфера;
механизм поворота; механизм передвижения; рычаги управления; траверсы и
крышка крана; стрела; ходовая рама и тележки с колесными парами; буксы,
сцепные и ударные приборы; грейфер или крюк, захватные и чалочные
приспособления.
Для осмотра крана в ночное время необходимо иметь переносную лампу или
аккумуляторный фонарь. Осматривая огневую коробку, проверяют: состояние
ее стенок, дымогарных или кипятильных труб; исправность колосниковой
решетки. Проверяют плотность дымовой коробки; правильность показаний
водомерного стекла и работу водопробных краников; исправность
контрольных пробок; наличие пломб на манометре и предохранительных
клапанах. Обращают внимание на дату освидетельствования манометра,
нанесенную на его стекле; проверяют работу инжектора, водогона и
сажесдувателя; осматривают паровые трубы и плотность их соединений,
состояние люков, пробок и спускного крана, а затем проверяют работу
главного парозапорного вентиля, клапана или золотника, регулятора пара,
сифона, свистка, турбогенератора и паро-воздушного насоса, состояние
водяных баков и водоприемных труб.
В паровой машине при осмотре проверяют состояние и плотность крепления
цилиндровых и золотниковых крышек, сальников поршневых и золотниковых
штоков, ползунов и их соединений со штоками и шатунами. Так же
осматривают шатуны и их подшипники, коленчатый вал или пальцы
кривошипов, эксцентриковый вал и эксцентрики, хомуты эксцентриковых тяг
и их соединения.
При осмотре следует проверить, нет ли изгибов и трещин на деталях,
изломов и выплавлений подшипников, ослабления креплений болтов, гаек,
контргаек; имеются ли в наличии шплинты. Следует также осмотреть
гидростатические масленки и пресс-масленки, проверить плотность
смазочных трубок и их соединений, исправность и работу цилиндровых
продувочных клапанов или кранов.
В двигателе внутреннего сгорания проверяют топливную систему, системы
смазки и охлаждения, убеждаются в герметичности топливной, масляной и
водяной систем, а также проверяют воздухоочиститель. Кроме того,
проверяют наличие масла в картере, смазку водяного насоса и других
узлов, легкость хода рычагов, крепление двигателя и его агрегатов,
осматривают электропроводку, подтягивают гайки контактов.
При осмотре главного вала проверяют состояние подшипников, аппаратуры,
проверяют крепление болтовых соединений, состояние проводки и контактов,
токосъемников щеток и колец, работу контроллеров, состояние пусковых
сопротивлений и аппаратуры.
При осмотре главного вала проверяют состояние подшипников, зубьев
зубчатых колес и кулачкового зацепления, надежность крепления
кронштейнов, переводных вилок, кулачковой муфты;
наличие валиков и шплинтов в тягах и рычагах к
муфтам сцепления; исправность стопорных колец у конических зубчатых
колес.
Осматривая механизмы подъема груза, проверяют исправность и надежность
соединений в рычажном приводе для включения фрикционных лент; состояние
рычагов вилок, тканевых лент грузового и грейферного тормозов и общего
тормоза груза. Необходимо при этом обратить внимание на наличие н
положение регулирующих болтов тормозных лент, на состояние рабочих
канатов, проверить правильность их намотки на барабаны, положение на
направляющих блоках траверсы и головки стрелы и убедиться, что канаты
смазаны.
В механизме поворота проверяют состояние подшипников горизонтального
вала поворота и их крепление, кулачков, муфт и зубчатых колес поворота,
фрикционных муфт поворота, проверяют крепление колонны и состояние
втулок вертикального вала, конических зубчатых колес, состояние и
крепление рычагов включения и их шарнирных соединений.
При осмотре механизма подъема стрелы обращают внимание на степень износа
зубьев червячного колеса, проверяют наличие смазки в масляной ванне
червячной передачи, закрепление и исправность опор червяка и оси
барабана подъема стрелы, состояние кулачковой муфты сцепления, блоков и
канатов для подъема стрелы.
В механизме передвижения осматривают звездочки и цепи, конические
зубчатые колеса, вертикальный вал, муфты сцепления и рычаги привода к
ним. После осмотра проверяют рычаги управления попеременным их
включением и выключением.
Осматривая поворотную и ходовую рамы, обращают внимание на комплектность
и надежность закрепления брусковых противовесов; проверяют состояние
болтов, укрепляющих бункер; осматривают крепление опорного поворотного
кольца, зубчатого венца поворота и опорные катки; при этом обращают
внимание на состояние поверхности катков по кругу катания, нет ли на них
ползунов. Особое внимание уделяют состоянию смазочных масленок и их
работе. При осмотре зубчатого венца проверяют правильность сцепления
малого зубчатого колеса с венцом и убеждаются в том, что на венце нет
поломанных зубьев, а в теле его нет трещин. Осматривают также
установочные гайки центральной колонны и проверяют надежность крепления
всех болтов.
В ходовой части осматривают буксы колесных пар, проверяют состояние
подбивки в буксовых коробках, а также шейки колесных пар, убеждаясь, что
на них нет задиров и признаков выплавления или выдавливания заливки
подшипников.
При осмотре бандажей и центров колесных пар выявляют, нет ли ослабших
бандажей, трещнн или каких-либо других дефектов.
При осмотре автосцепки убеждаются в том, что в ней
нет трещин или изломов деталей, а болты надежно закреплены.
Осматривая стрелу, обращают внимание, нет ли каких-либо повреждений,
общих и местных прогибов стрелы, выходящих за пределы допусков.
Проверяют также состояние оси шарнирного соединения стрелы с поворотной
рамой, а на головке стрелы состояние блоков, втулок и смазочных
масленок.
В грейфере необходимо проверять закрепление и состояние замыкающих
канатов, блоков, гребенок и предохранительных кожухов тяг и их шарнирных
соединений, челюстей, а также надежность подвески грейфера. При работе с
крюком проверяют состояние крюка, блоков, опорного подшипника и
крепление обоймы крюка к канату.
Гайки, контргайки, шпильки, шплинты всех соединений в кране должны быть
на своих местах, гайки и контргайки затянуты, шплинты разведены.