ГЛАВА XII СИЛОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ
§ 51. КИНЕМАТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ МЕХАНИЗМОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ
К силовым механизмам крана относятся механизмы: главного вала;
подъема груза, грейфера (если кран приспособлен для работы с
грейфером); стрелы; поворота крана; передвижения, а также
силовой редуктор. Совокупность механизмов, обеспечивающих подъем
грузов, иногда называют лебедкой крана.
Расположение отдельных механизмов относительно друг друга и
связи между ними могут быть различные. Условное изображение
отдельных механизмов с указанием связи между ними, порядка и
способа передачи движений носит название кинематической схемы.
Она дает возможность быстро разобраться в устройстве механизмов,
дать им оценку с точки зрения скоростей и удобства управления
кранами, а также с точки зрения коэффициента полезного действия
передаточных механизмов. Данные, характеризующие эти
кинематические схемы, приведены в табл. 30.
Таблица 30
Анализ кинематических схем кранов, предназначенных для
выполнения работ как с крюком, так и с грейфером,
свидетельствует о том, что в кранах ПК-6 наименее удачна схема
передач движений. Механизмы крана ПК-6 имеют наибольшее
количество зубчатых колес (цилиндрических 12, конических 8),
кроме того, они имеют четыре звездочки цепной передачи, хотя
грузоподъемность этого крана в 7 раз меньше, чем крана Я-45.
Наличие большого числа зубчатых колес и цепных передач не только
усложняет конструкцию, но и приводит к значительным
непроизводительным потерям мощности на преодоление сопротивлений
в передачах. Из шести муфт крана ПК-6 четыре кулачковые,
требующие остановок в момент включения, причем включение часто
сопровождается ударами.
Анализируя последовательно кинематическую схему крана ПК-6 и
сравнивая ее со схемами других кранов, нетрудно убедиться, что в
кранах ПК-6 число валов и зубчатых колес, находящихся в
непрерывном движении, наибольшее, что является причиной
повышенного износа рабочих поверхностей колес, валов и втулок.
Наконец, механизмы крана ПК-6 включаются не независимо, а друг
через друга, т. е. посредством длинных кинематических цепей, в
то время как в Других кранах включение каждого механизма
независимое.
Имеющееся в механизмах крана ПК-ЦУМЗ-15
большое количество муфт сцепления, из которых абсолютное
большинство фрикционные, свидетельствует о том, что этот кран
работает более спокойно, управление им легче, цикл операций
короче и он имеет большие возможности в совмещении операций.
Следует оговориться, что кинематическая схема сама по себе еще
не определяет полностью достоинства или недостатки передаточного
механизма. Удачная с точки зрения кинематики движения схема
может оказаться сложной в конструктивном отношении, механизмы
могут оказаться мало удобными в эксплуатации и вызывать
осложнения при монтаже и демонтаже.
Наоборот, кинематическая схема, имеющая те или иные
кинематические недостатки, может оказаться более целесообразной
благодаря простоте конструкции механизмов, удобству их
эксплуатации, монтажа и демонтажа.
Следовательно, полная оценка механизмов может быть произведена
лишь при совместном рассмотрении кинематической схемы и
устройства механизмов. Но и кинематические схемы многое
определяют, поэтому их необходимо тщательно анализировать и
качественно улучшать, так как с выбора кинематической схемы
начинается работа по созданию новых механизмов.
Рассмотрим кинематические схемы наиболее распространенных
кранов.
|