§ 50. ПРИБОРЫ И
УСТРОЙСТВА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ
Действие ограничителя грузоподъемности
крана КДВ-15п
Действие ограничителя грузоподъемности крана КДВ-15п (рис. 123)
основано на другом принципе. Имея профильные кулачки-шаблоны
соответственно шкалам грузоподъемности крана, он действует на
всех вылетах стрелы и соответствующих им грузах лишь в том
случае, когда произошло превышение груза на 10%. С помощью этого
ограничителя достигается более полное использование
грузоподъемности крана.
Ограничитель грузоподъемности включается в систему стрелового
полиспаста и состоит из гидропружинного и
копировально-выключающего устройств. Гидравлический цилиндр 17,
заполненный маслом 14, имеющий закрепленную на болтах головку
18, прикрепляется на тягах 3 к верхней траверсе крана и может
качаться, занимая положения по направлению стрелоподъемного
полиспаста.
Внутри цилиндра размещен поршень 15, закрепленный на длинном
штоке 6, заканчивающемся вилкой, служащей неподвижной обоймой
для блоков 5 полиспаста стрелы. Уплотнение поршня в цилиндре
достигается резиновой манжетой, закрепленной на поршне. В
головке цилиндра расположены три плунжерка 13; одним своим
концом они заходят в полость цилиндра, а другим, наружным,
упираются в ползушку 11.
Под действием пружины 7 ползушка 11 стремится переместить
плунжерки 13 внутрь цилиндра.
нет масла. В целях снижения утечки масла из
цилиндра рекомендуется, особенно в летний жаркий период,
применять более вязкие масла типа вискозина и его смеси с
трансформаторным маслом.
Высота подъема стрелы ограничивается тем, что стрела, достигая
своего предельного верхнего положения, сектором 5 (см. рис. 106)
нажимает на шпиндель микропереключателя, установленного на
передней стенке кузова крана, тем самым останавливая дальнейший
подъем стрелы, после этого механизм подъема стрелы может быть
включен только на спуск стрелы.
В результате большой разницы в диаметрах цилиндра и плунжерное
сравнительно небольшой пружиной 7 обеспечивается уравновешивание
значительных усилий (27—30 тс). По обе стороны ограничителя к
головке цилиндра на кронштейнах прикреплены качающиеся на осях
диски 2 и 10, которые под действием подвешиваемого к ним груза
12 постоянно занимают одно и то же положение независимо от
наклона стрелы. Наличие двух дисков обеспечивает подключение
ограничителя для работы крана без выносных опор и с ними, для
чего груз 12 перевешивается или на тот, или на другой диск.
На каждом диске укреплен свой кулачок-шаблон 4 и 9. Профили этих
кулачков построены соответственно расчетным нагрузкам на
полиспаст при поднятии краном грузов, превышающих на 10%
номинальные их значения по аутригерной и безаутригер-ной
характеристикам крана. Теоретический профиль кулачков выверен и
откорректирован по результатам фактических подъемов грузов. К
ползушке 11 с обеих сторон прикреплены электровыключатели 1,
головки которых упираются в рычажки 8.
Пока краны работают в пределах соответствия груза и вылета,
положение ползушки таково, что концы рычажков 19 не достают
дисков 2 или 10 и подъем груза может производиться
беспрепятственно. Но как только величина груза не будет
соответствовать установленному вылету стрелы, плунжерки 13
выйдут из цилиндра, вследствие чего ползушка сместится, конец
рычажка 19 упрется в соответствующую точку кулачка-шаблона,
выключатель 10 сработает и, замкнув систему зажигания, остановит
двигатель. Повторный пуск двигателя возможен лишь при условии
размыкания системы кнопкой, а подъем груза — лишь после
изменения вылета стрелы. При подключении одного из дисков
посредством перестановки груза 12 второй диск от веса шаблона
повернется, исключит возможность их одновременной работы и не
допустит поломки системы выключателей.
С наружной стороны поршень имеет контрольный указатель 16, по
выступающему концу его можно судить о наличии в цилиндре масла.
Если за пределы торца цилиндра будет выступать лишь конец
указателя, окрашенный в красный цвет, то это означает, что в
цилиндре находится минимальное количество масла и его необходимо
дополнить.
При этом нужно ослабить полиспаст, опустив стрелу на прочную
опору.
Основным недостатком данного ограничителя является часто
встречающаяся в эксплуатации утечка из цилиндра масла через
резиновое уплотнение поршня, штока и плунжеров. Ни в коем случае
нельзя пользоваться ограничителем, если в цилиндре