Предел износа грузозахватных стальных канатов

  Главная       Учебники - Краны      ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ КРАНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ХОДУ. УСТРОЙСТВО, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ (В. И. МУЖИЧКОВ) -1978 год

 поиск по сайту    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  ..

 

 

 

§ 48. КАНАТЫ И ЧАЛОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КРАНА

 

 

Предел износа грузозахватных стальных канатов

 

 

В процессе работы стальные канаты изнашиваются, отдельные их проволочки рвутся. Канаты, имеющие большое количество разорванных проволочек, нельзя использовать на грузоподъемной машине. Пределы допустимого износа, а также допустимого количества обрывов проволочек в канате обусловлены правилами Госгортехнадзора. Изношенные стальные канаты бракуют по количеству оборванных проволочек на одном шаге свивки каната согласно данным табл. 29.

 

 

 

 

Таблица 29

 

 

 

 

 

 

Если, кроме обрыва проволочек, в канате уменьшился диаметр проволочек вследствие коррозии или износа, то нормы браковки канатов, приведенные в табл. 29, корректируются согласно данным, приведенным ниже:

Поверхостный износ или коррозия проволочек по диаметру,

%............................10 15 20 25 30 и более

Количество обрывов проволочек на шаге свивки в %, указанное

в табл. 29 ... •............85 75 70 60 50

Уменьшение диаметра проволочек вследствие износа или коррозии определяют микрометром или другим достаточно точным инструментом. Для точности замера на проволочке находят место наибольшего ее износа. В этом месте проволочку отгибают и замеряют отогнутый конец, причем предварительно проволочка должна быть очищена от ржавчины и грязи.

Уменьшение диаметра каната за счет износа и коррозии свыше 40% первоначального является основанием для браковки и изъятия каната из обращения независимо от количества оборванных проволочек. Длительность службы стальных канатов во многом зависит от правильного ухода за ними и соблюдения правил их эксплуатации. Для увеличения срока работы стальных канатов рекомендуется соблюдать следующие основные правила.

1. Регулярно смазывать канаты. Смазку следует производить специальной канатной мазью. В качестве заменителя такой мази можно использовать смесь, состоящую из 60% цилиндрового масла марки 6 или масляного гудрона и 40% битума марки Щ. Канаты можно смазывать жировым солидолом марки Л с примесью 5—10% битума. Смазку предварительно подогревают до 60°С и затем наносят тонким слоем на канат. Перед этим канат должен быть хорошо очищен от грязи и старой смазки металлической щеткой. Смазывать канаты лучше всего при постановке крана на ремонт. На открытом воздухе смазывать канат следует только в сухую погоду при температуре не ниже минус 25°С.

2. При работе на кране нельзя резко ослаблять канаты, так как это вызывает спадание канатов с блоков, защемление их между блоками и в результате — повышенный износ. Ослабление канатов нарушает правильность их намотки на барабаны: канат ложится неровно, путается, перекрещивается, что ведет также к ускоренному его износу. Необходимо следить, чтобы были целы все ограничители и кожуха на головке стрелы крана, направляющие ролики и гребенки в головке и траверсе грейфера.

3. Не допускать образования на канатах петель, что особенно часто происходит у чалочных канатов. Затяжка петель вызывает перегибы каната, в результате чего он быстро рвется.

4. Не следует применять в качестве грузовых канаты диаметром, не соответствующим условиям работы. Укладка каната большего диаметра в ручей блоков вызывает ускоренный износ каната вследствие его трения о боковые стенки ручья. Навивка каната большего диаметра на барабаны, имеющие ручьи, также вызывает ускоренный износ каната вследствие интенсивного трения между его витками и набегания каната на гребни ручьев. Диаметр каната нормально должен быть на 1,5—2 мм меньше, чем шаг нарезки ручьев на барабане.

5. При подвеске рабочих органов на двух ветвях каната рекомендуется применять канаты со свивкой различного направления. Применение канатов со свивкой одного направления не гарантирует их от скручивания между собой, в результате чего они быстро изнашиваются, а на раскручивание непроизводительно тратится время. Для ослабления этого явления следует применять различного рода успокоители.

6. Регулярно осматривать канаты. Обнаруженные при осмотре оборванные проволочки по количеству, не превышающему нормы браковки, должны быть обрезаны так, чтобы длина выступающей части проволочки не превышала 10 мм, а конец проволочек необходимо заправить внутрь пряди.

7. При зачаливании канатными стропами нужно следить, чтобы канат не перегибался на острых углах груза. Во избежание таких перегибов следует применять специальные прочные деревянные подкладки, расставленные по углам груза.

8. Не следует оставлять конец каната свободным: его нужно обмотать мягкой вязальной проволокой. Рубить канат надо лишь после обмотки его вязальной проволокой по обе стороны от места предполагаемой разрубки на длине, равной 6—7 диаметрам каната.

9. Стропы необходимо содержать в чистоте; их нельзя бросать на землю. Хранить стропы следует в подвешенном состоянии.

10. Бухта с запасным канатом должна храниться в сухом, защищенном от атмосферных осадков месте и в смазанном состоянии. Смазку необходимо возобновлять не реже 1 раза в четыре месяца. Разматывать бухты канатов надо на специальных барабанах. Перед запасовкой каната на место рекомендуется его после снятия с бухты уложить на ровное место, вытянув на всю длину, и дать свободно полежать. Подготовленный таким образом канат в работе меньше закручивается.

11. Зачаленный канатными стропами груз следует опускать плавно на деревянные прокладки, не допуская повреждения строп острыми кромками груза.

12. Запрещается с помощью крана выдергивать зажатые грузом стропы.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  ..