КАНАТЫ И ЧАЛОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КРАНА

  Главная       Учебники - Краны      ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ КРАНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ХОДУ. УСТРОЙСТВО, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ (В. И. МУЖИЧКОВ) -1978 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  ..

 

 

 

§ 48. КАНАТЫ И ЧАЛОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КРАНА

Подъем и перемещение грузов кранами производят весьма разнообразными захватными органами, из которых большинство подвешивается на стальных гибких канатах. Эти канаты изготовляют свивкой отдельных прядей из стальных проволочек марок В (высшая), I и II.

Материалом для изготовления канатной проволоки служит (таль с пределом прочности от 100 до 200 кгс/см2. В качестве грузовых используют канаты из стали с пределом прочности не менее

160 кгс/см2. Стальные канаты различают в зависимости от диаметра каната и отдельных проволочек, а также от характера расположения отдельных проволочек в канате и способа свивки.

Типы канатов и их характеристика устанавливаются ГОСТом. Наиболее употребительным для грузоподъемных устройств, в том числе кранов, являются канаты двойной свивки, в которых проволочки сначала свиваются в пучок, называемый прядью, а затем несколько прядей, свиваясь между собой, образуют канат. В середине каната помещен сердечник из органического вещества, чаще из пеньки, обильно пропитанной антикоррозионной противогнилостной смазкой. Для канатов сечением менее 8 мм2 сердечник изготовляют из льняной или хлопчатобумажной пряжи.

Наличие в канате органического мягкого сердечника придает ему большую гибкость и обеспечивает легкую смазку отдельных проволочек вследствие выжимания смазки из пропитанной массы сердечника. Если направление свивки проволочек в отдельной пряди совпадает с направлением свивки прядей между собой, то такой канат называют канатом односторонней или параллельной свивки (правой или левой в зависимости от направления).

Если свивка прядей осуществлена в направлении, обратном свивке проволочек в пряди, то канат считается крестовой свивки.

Бывают канаты и комбинированной свивки, в которых часть прядей (обычно через одну) имеет направление свивки проволочек, совпадающее с направлением свивки прядей, а часть прядей свита в противоположном направлении.

В качестве грузовых канатов на кранах применяют преимущественно канаты односторонней и крестовой свивки с одинаковым диаметром всех проволочек в канате.

Канаты односторонней свивки имеют более гладкую поверхность, гибки, в сечении близки к кругу, но обладают способностью раскручиваться и легче сминаются, огибая гладкие барабаны и блоки. Канаты крестовой свивки почти не раскручиваются, менее склонны к образованию петель, но более жестки и быстрее изнашиваются вследствие того, что при работе происходит интенсивное трение отдельных проволочек между собой.

Наибольшее применение в кранах получили шестипрядные канаты с числом проволочек в пределах 19 и 37 (ГОСТ 3070—74 и ГОСТ 3071—74). Естественно, чем больше проволочек в канате и чем меньше их диаметр, тем канат получается мягче, эластичнее при одном и том же его диаметре, поэтому применение каната 6X37 более желательно, чем 6X19.

Диаметр каната измеряют штангенциркулем, при этом губки штангенциркуля должны касаться наружных проволочек только двух противоположных по сечению прядей.

Шагом свивки каната называют расстояние по длине каната, на котором одна прядь делает полный оборот. Шаг свивки измеряют следующим образом. Делают метку на одной из прядей

каната, затем отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и на следующей после отсчета ставят вторую метку. Расстояние между этими двумя метками и соответствует шагу свивки.

Диаметр каната выбирают простым расчетом

 

Р/Q=К

 

где Q — наибольшее допустимое натяжение ветви каната в кгс с учетом к. п. д. полиспаста (без учета динамических нагрузок);

Р — разрывное усилие каната в кгс, указанное в свидетельстве о лабораторных испытаниях каната (акт, сертификат) и соответствующее требованиям общесоюзных стандартов;

К — коэффициент запаса прочности.

Значение К соответствует требованиям Госгортехнадзора и зависит от характера грузоподъемного устройства и режима его работы, а именно: К — 4,5 — для подъемных кранов с ручным приводом; К = 5-6 — для подъемных кранов с механическим приводом и К = 6-10 — для чалочных строп.

Для сохранности канатов и увеличения сроков их службы пра^ вилами Госгортехнадзора установлено требование, чтобы диаметр огибаемого канатом барабана или блока был не менее 16—20 диаметров каната. Огибание канатом блоков или барабанов, имеющих меньшие диаметры, вызывает сокращение срока службы каната за счет большей величины его изгиба.

Концы каната на рабочих барабанах закрепляют любым способом, исключающим возможность перетирания или заедания каната.

Свободный конец каната к грузозахватным устройствам или к металлоконструкциям крана прикрепляют канатной петлей вокруг стального или чугунного коуша. Конец каната после огибания коуша крепят не менее чем тремя сжимами или вплетают его в тело каната на длине не менее 15 диаметров каната, но не короче 300 мм.

Длину каната, наматываемого на барабан крана, устанавливают таким образом, чтобы при максимально необходимом сматывании на барабане оставалось не менее 1,5 гарантийного витка каната.

Счаливание (сращивание) грузовых канатов правилами Госгортехнадзора не разрешается.

Чалочные и грузозахватные устройства имеют весьма большое значение при работе на кранах; от их устройства зависит эффективность использования самих кранов и производительность труда крановщиков. Чалочные и захватные устройства могут быть универсальными (общими) и специальными, пригодными для за-чаливания отдельных грузов определенного веса или очертания. Все грузозахватные устройства должны отвечать следующим

основным требованиям: а) соответствовать роду груза и условиям перегрузочных операций; б) обеспечивать быстрый захват и освобождение груза; в) обладать требуемой прочностью и безопасностью в работе; г) исключать возможность повреждения груза; д) иметь минимальный собственный вес; е) быть удобными в эксплуатации и по возможности универсальными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  ..