§ 46. ГРУЗОВАЯ СТРЕЛА И РАБОЧИЕ ОРГАНЫ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ
Грузовая
стрела железнодорожного крана
Грузовая стрела крана (рис. 106) представляет собой жесткую
пространственную ферму, изготовленную из уголковой и листовой
стали с помощью сварки.
Верхняя часть стрелы, несущая на себе направляющие блоки,
называется головкой. На ней помещена ось, неподвижно
закрепленная в боковых накладках стрелы стопорными планками. На
эту ось свободно посажены на бронзовых втулках или подшипниках
качения блоки, по ручьям которых проходят канаты. Для
предупреждения спадания канатов с блоков ставят ограничители:
кожуха, деревянные брусья или скобы.
Смазку рабочей поверхности оси в местах вращения блоков
осуществляют с торцов оси от масленок, подающих смазку по каналу
внутри этой оси, или непосредственно через ступицу блоков.
Нижняя часть стрелы оборудована подшипниками, через которые
стрела шарнирно прикрепляется к поворотной раме крана.
Стрела представляет собой решетчатую ферму переменного сечения,
при этом наибольшее по площади сечение расположено посередине
расстояния между осями шарнира и головки. Расстояние между осью
шарнира крепления стрелы к поворотной раме и осью головки стрелы
называется длиной стрелы.
Стрелы бывают постоянной и переменной
длины; в последнем случае среднюю часть стрелы делают разъемной,
что позволяет удлинить ее за счет вставок. В местах разъема
части стрелы соединяют на болтах, при этом для разгрузки
последних стыки основных продольных уголков плотно припасовывают
друг к другу.
В кранах ПК-ЦУМЗ-15 применены стрелы разъемные, причем если в
кранах ПК-6 стрелу крепят к поворотной раме общей осью,
проходящей через оба подшипника шарнирного крепления, то в
кранах ПК-ЦУМЗ-15 стрелу крепят к раме двумя раздельными
валиками. Стрелы могут быть прямые и ломаного очертания,
последние наибольшее распространение получили в кранах большой
грузоподъемности.
Ломаное очертание стрелы позволяет поднимать громоздкие грузы,
которые задевали бы остов прямой стрелы.
В некоторых кранах преимущественно большой грузоподъемности
стрелы имеют промежуточную головку для установки блоков второго
крюка. В кранах, приспособленных для работы с грейфером, стрелы
имеют так называемый успокоитель грейфера. Он представляет собой
тележку, которая может катиться по направляющим, уложенным вдоль
стрелы, и собственным весом удерживает грейфер от раскачивания и
разворота.