§ 43. МУФТЫ И ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
КРАНОВ
Муфтами называют устройства для соединения двух деталей между
собой.
По характеру работы и основному назначению различают муфты:
постоянные, не допускающие размыкания деталей в процессе работы;
управляемые, или сцепные, позволяющие размыкать детали
воздействием на муфту системой рычагов;
самоуправляемые, размыкающие детали автоматически в случае
изменения режима работы соединенных деталей;
предохранительные, размыкающие детали для предотвращения поломки
их при нарушении нормальных условий работы.
По характеру соединения деталей муфты делятся на:
жесткие, не допускающие поворота одной детали относительно
другой;
упругие (эластичные), допускающие относительное смещение деталей
за счет упругой деформации металлических промежуточных деталей;
упруго-демпфирующие, допускающие относительное смещение за счет
неметаллических промежуточных деталей муфты;
фрикционные, допускающие поворот деталей за счет относительного
проскальзывания сопряженных поверхностей при возрастании
крутящегося усилия выше допустимой величины;
скользящие, способные передавать крутящие усилия лишь при
некоторой разности частоты вращения.
Наиболее распространены в краностроении муфты постоянные и
управляемые, или сцепные. Наиболее часто применяются постоянные
муфты, относящиеся к группе упруго-демпфирующих, в качестве
сцепных — кулачковые, а также различные фрикционные ленточные,
дисковые и конусные муфты.
На рис. 84 изображена постоянная упруго-демпфирующая пальцевая
муфта, посредством которой соединяют вал электродвигателя с
валом того или иного механизма крана. Имеющиеся в муфте
резиновые или кожаные втулки и упругие кольца 5
создают некоторую упругость соединения двух
частей муфты, не нарушая постоянного сцепления.
Постоянные муфты без упругих колец, т. е. жесткие, требуют
весьма точной центровки соединяемых валов и не допускают никаких
смещений валов относительно друг друга. К постоянным может быть
отнесена и зубчатая муфта (рис. 85). Несмотря на относительную
сложность, эта муфта имеет применение, особенно в мощных
передачах, и допускает расположение соединяемых валов под
небольшим углом (до 1°30') друг к другу. Соединение в этой муфте
достигается за счет того, что на внутренние полумуфты 1 и 11,
несущие на поверхности зубья, надевается общая наружная муфта с
внутренними зубьями. Зубья одной из полумуфт имеют скругленную
верхнюю грань, в результате чего эта полумуфта может отклоняться
от второй полумуфты без нарушений сцепления зубьев. Стальная
шайба 8, размещенная в центре, служит для центровки обеих
половинок наружной полумуфты. Резиновые кольца 9, амортизируют в
случае смещения наружной полумуфты вдоль оси.
Рис. 84. Постоянная упруго-демпфирующая
муфта: 1 — корпус муфты; 2 — гайка; 3 — шплинт; 4 — палец; 5 —
кольца упругие; € — шайба
|