§ 35. ПУСКОВАЯ
ЭЛЕКТРОАППАРАТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И
УСТРОЙСТВО
Контактная система контактора
железнодорожных кранов
Контактная система контактора (рис. 70)
состоит из неподвижного 3 и подвижного контактов 13. Оба эти
контакта называются главными, так как могут включать и отключать
силовые цепи.
При размыкании контактов, находящихся под током, между ними
может возникнуть электродуга, повреждающая поверхность
контактов. Чтобы обезопасить работу и свести до минимума порчу
контактов, в контакторах применяют дугогашение (преимущественно
электромагнитное).
В цепь главных контактов включается
дугогасительная катушка 4
с сердечником 8. Контакты оказываются в зоне магнитного поля
этой катушки, и в момент размыкания
контактов возникающая под влиянием этого поля дуга отклоняется,
вытягивается и разрывается; не оказывая вредного действия на
поверхности контактов. Дугогасительные устройства обычно
закрываются кожухом 12 из асбестового материала или из керамики.
Контакторы в зависимости от того, в каком положении находятся
главные контакты в момент отсутствия тока во втягивающей
катушке, делятся на замыкающие, при включении которых главные
контакты замыкаются, и на размыкающие, при включении которых
главные контакты размыкаются. По этому же признаку и сами
контакты разделяются на размыкающие и замыкающие в зависимости
от их положения при отключенной втягивающей катушке.
По количеству главных контактов контакторы разделяются на
однополюсные и многополюсные. По
нагрузочной способности главных контактов (номинальному току)
контакторы разделяются на контакторы I, II, III, IV и V
величины. Для контакторов переменного тока допускаемая величина
тока (в А) характеризуется следующими данными (табл. 17).
При подаче тока во втягивающую катушку в якоре и ярме образуется
магнитный поток и обе части магнитопровода
сближаются. Перемещаясь, якорь по- т вернет
вал 19, вследствие чего подвижной контакт 13, соприкасаясь с
неподвижным контактом 3, замкнет цепь между выводными шпильками
23 и 5 через гибкое соединение 18 и дугогасительную катушку.
При отключении втягивающей катушки магнитный поток в
магнитопро-воде исчезает и под действием веса откидывающихся
частей вал 19 повернется в обратную сторону, в результате чего
подвижной контакт отпадает и цепь главных контактов разомкнется.
Для получения надежного электроконтакта между поверхностями
главных контактов им придается криволинейный профиль, дающий
линейный контакт. С этой же целью контакты не только
соприкасаются, но и нажимают друг на друга с определенным
усилием в зависимости от величины контактора.
Усилие нажатия главных контактов для контактора II величины
равно 0,9—1,2 кгс, а для контактора III величины оно должно быть
равным 3,6 кгс. Усилие нажатия в блок-контактах устанавливается
в пределах 0,3—0,4 кгс.
Нажатие подвижного контакта на неподвижный достигается за счет
пружины 4 (рис. 71). Сжимаясь, она позволяет подвижному контакту
пружинить. Вследствие своей кривизны контакты, скользя один по
другому, очищаются от окислов и улучшают соприкосновение своих
поверхностей.
Усилие нажатия контактов, измеряемое в кгс, характеризуется
величиной отжатия подвижного контакта после начального
соприкосновения, т. е. величиной а, носящей название «провал»
контакта.
Естественно, чем больше эта величина, чем больше «провал», тем с
большим усилием контакты сжаты.
Величина «провала» (в мм) для различных величин контакторов
различна.
Кроме главных контактов, на контакторы часто ставят
дополнительные, так называемые блок-контакты.
Их применяют для включения и выключения аппаратуры, связанной с
контактором или блокирующей его. Блок-контакт мостикового типа
делают обычно (рис. 72) следующим образом. На валу 9 контактора
закрепляют скобу 8 с пластмассовыми угольниками 7. На угольниках
с помощью стоек
6 смонтированы контактные мостики 4 с подвижными контактами (их
зачастую соединяют серебряной пайкой). Расположение мостиков
таково, что при отключенной втягивающей катушке один мостик
разомкнут, а другой замкнут. Их положение меняется при включении
катушки.
|