На головке поршня расположены три верхних
компрессионных кольца и одно нижнее маслосъемное. Все кольца
выполнены из специального чугуна; при этом верхнее кольцо
дополнительно хромировано.
Палец 24 плавающего типа, изготовленный из хромистой стали,
крепится в бобышках поршня двумя стопорными кольцами. Шатун 6
выполнен из углеродистой стали, штампованный, двутаврового
сечения. В поршневую головку шатуна запрессована бронзовая
втулка, в кривошипную головку вставлены стальные разъемные
вкладыши с залитой баббитом внутренней поверхностью и
закрепленные крышкой на двух болтах. Головку шатуна и его крышку
маркируют соответственно номеру цилиндра. В нижней головке
шатуна имеется маслоразбрызгивающее отверстие, которым все
шатуны при сборке должны быть обращены в противоположную сторону
прорези на юбке поршня, а бобышки крышек шатуна должны быть
обращены по направлению стрелки, имеющейся на днище поршня, и
направлены к передней части двигателя.
Коленчатый вал 9 изготовлен из углеродистой стали, поверхности
всех шеек хорошо обработаны, отшлифованы и закалены. Для
облегчения коленчатого вала шатунные шейки полые. От коренных
шеек к шатунным высверлены смазочные каналы. Своими семью
коренными шейками коленчатый вал ложится на вкладыши,
выполненные из стали с баббитовой заливкой на внутренней
поверхности и со смазочными канавками на ней. Вкладыши укреплены
в картере и закрыты крышками. Крышка заднего коренного
подшипника имеет маслосливной канал 4. Задний конец вала
заканчивается фланцем, к которому крепится маховик 3. На
переднем конце вала закреплено на шпонке распределительное
зубчатое колесо 11, маслоотражательная шайба 16 и шкив 14
привода вентилятора, а в торец вала ввернут хвостовик 13 с
храповиком для сцепления и с пусковой ручкой. Передний конец
вала уплотнен сальником 15, а на заднем конце имеются
маслоотражательный гребень и маслосъемные спиральные канавки.
Коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением отбалансирован.
Снизу картер
двигателя закрыт легким стальным поддоном 5. Расположение
распределительных клапанов наклонное. Впускной клапан 23
изготовлен из хромистой стали, а выпускной 22 имеет сварную
конструкцию: тарелка его изготовлена из сильхромовой стали, а
стержень — из хромистой. Диаметр тарелки впускного клапана
несколько больше тарелки выпускного. Стержни клапанов
размещаются в чугунных направляющих 21, запрессованных в блоки.
Пружины 20 закрепляются на стержнях клапанов шайбами с
закладными разрезными сухариками. Толкатели 8 — стальные
грибовидной формы, устанавливаются в двух съемных направляющих
секциях 7. Распределительный валик 10 изготовлен из углеродистой
стали, он опирается на четыре стальные втулки, запрессованные в
перегородках картера и имеющие с внутренней поверхности слой
баббитовой заливки. В передней части на валике закреплена
шестерня привода масляного насоса и распределителя, а в задней
части расположен эксцентрик для привода бензинового насоса.
Конусные кулачки распределительного валика соприкасаются со
сферической поверхностью тарелок толкателей. На переднем конце
валика на шпонке закреплено зубчатое колесо 17, сцепляющееся с
ведущей шестерней коленчатого вала. От осевого перемещения валик
закреплен упорным фланцем 18. Распределительное зубчатое колесо
17 снаружи закрывается крышкой 19.
В системе питания двигателя для подачи топлива из бака
используются топливный насос диафрагменного типа, приводимый в
движение от эксцентрика распределительного валика, карбюратор
типа К-82 и воздушный фильтр ВМ12. Система смазки двигателя —
комбинированная: под давлением масло поступает к кривошипным и
шатунным шейкам коленчатого вала, к подшипникам
распределительного вала, к промежуточному валику и шестерне
распределительного механизма. Все же остальные трущиеся рабочие
поверхности смазываются разбрызгиванием и самотеком. Масло в
систему подается односекционным зубчатым насосом, расположенным
в нижней части картера и приводимым в движение через
промежуточный вал от среднего зубчатого колеса на
распределительном валике. Фильтры грубой и тонкой очистки
выполнены в одном корпусе. В систему охлаждения двигателя вода
подается центробежным насосом, установленным на переднем торце
блока цилиндров на общем валике с воздушным вентилятором,
приводимым в движение клиноременной передачей.
Система зажигания двигателя — батарейная, в нее входят
распределитель Р-21А, катушка зажигания Б-1, свечи зажигания,
выключатель зажигания с замком и провода высокого напряжения.
Питание системы током производится от аккумуляторной батареи.
Система зажигания снабжена генератором Г-12В, который работает
параллельно с батареей и предназначен для питания системы током
и для зарядки аккумуляторной батареи. Генератор расположен с
левой стороны блока цилиндров и приводится в движение также
клиноременной передачей.
|