Двигатель ЗИЛ-164

  Главная       Учебники - Краны      ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ КРАНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ХОДУ. УСТРОЙСТВО, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ (В. И. МУЖИЧКОВ) -1978 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

 

 

§ 24. ОПИСАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНАХ

 

 

Двигатель ЗИЛ-164

 

 

Двигатель ЗИЛ-164 (рис. 61) является четырехтактным шестицилиндровым двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине.

Все шесть цилиндров отлиты одним чугунным блоком 2 совместно с верхней частью картера, с плоскостью разъема ниже оси коленчатого вала. Цилиндры имеют двойную стенку, внутри которой образуется полость водяной рубашки охлаждения. На левой стороне блока имеется смотровой люк, закрываемый крышкой, через который осуществляется доступ при ремонте блока и очистке системы охлаждения от накипи. С правой стороны в блоке выполнены гнезда для размещения клапанов газораспределения. Сверху блок накрывается головкой, отлитой из алюминиевого сплава и закрепляемой болтами и шпильками. Головка блока образует камеры сгорания, охлаждаемые водой.

В цилиндрах размещаются поршневые группы. Поршень 25 отливается из алюминиевого сплава. Нижняя часть поршня имеет продольные прорези, благодаря которым при нагреве поршня в работе сохраняется необходимый зазор между стенками цилиндра и юбкой поршня.

 

 

 

 

 

Рис. 61. Двигатель ЗИЛ-164:

1 — головка блока; 2 — блок цилиндров; 3 — маховик; 4 — канал маслосливной; 5 — поддон; 6 — шатун; 7 — секция направляющих, 8 — толкатели; 9 — вал коленчатый; 10 — валик распределительный; 11 — зубчатое колесо распределительное; 12 — кронштейн опорный; 13 — хвостовик; 14 — шкив; 15 — сальник; 16 — шайба маслоотражательная; 17 — зубчатое колесо распределительного валика; 18 — фланец; 19 — крышка; 20 — пружины клапанов; 21 — направляющие; 22 — клапан выпускной; 23 — клапан впускной; 24 — палец поршневой
25 — поршень

 

 

 

 

 

На головке поршня расположены три верхних компрессионных кольца и одно нижнее маслосъемное. Все кольца выполнены из специального чугуна; при этом верхнее кольцо дополнительно хромировано.

Палец 24 плавающего типа, изготовленный из хромистой стали, крепится в бобышках поршня двумя стопорными кольцами. Шатун 6 выполнен из углеродистой стали, штампованный, двутаврового сечения. В поршневую головку шатуна запрессована бронзовая втулка, в кривошипную головку вставлены стальные разъемные вкладыши с залитой баббитом внутренней поверхностью и закрепленные крышкой на двух болтах. Головку шатуна и его крышку маркируют соответственно номеру цилиндра. В нижней головке шатуна имеется маслоразбрызгивающее отверстие, которым все шатуны при сборке должны быть обращены в противоположную сторону прорези на юбке поршня, а бобышки крышек шатуна должны быть обращены по направлению стрелки, имеющейся на днище поршня, и направлены к передней части двигателя.

Коленчатый вал 9 изготовлен из углеродистой стали, поверхности всех шеек хорошо обработаны, отшлифованы и закалены. Для облегчения коленчатого вала шатунные шейки полые. От коренных шеек к шатунным высверлены смазочные каналы. Своими семью коренными шейками коленчатый вал ложится на вкладыши, выполненные из стали с баббитовой заливкой на внутренней поверхности и со смазочными канавками на ней. Вкладыши укреплены в картере и закрыты крышками. Крышка заднего коренного подшипника имеет маслосливной канал 4. Задний конец вала заканчивается фланцем, к которому крепится маховик 3. На переднем конце вала закреплено на шпонке распределительное зубчатое колесо 11, маслоотражательная шайба 16 и шкив 14 привода вентилятора, а в торец вала ввернут хвостовик 13 с храповиком для сцепления и с пусковой ручкой. Передний конец вала уплотнен сальником 15, а на заднем конце имеются маслоотражательный гребень и маслосъемные спиральные канавки. Коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением отбалансирован.

 

 

Снизу картер двигателя закрыт легким стальным поддоном 5. Расположение распределительных клапанов наклонное. Впускной клапан 23 изготовлен из хромистой стали, а выпускной 22 имеет сварную конструкцию: тарелка его изготовлена из сильхромовой стали, а стержень — из хромистой. Диаметр тарелки впускного клапана несколько больше тарелки выпускного. Стержни клапанов размещаются в чугунных направляющих 21, запрессованных в блоки. Пружины 20 закрепляются на стержнях клапанов шайбами с закладными разрезными сухариками. Толкатели 8 — стальные грибовидной формы, устанавливаются в двух съемных направляющих секциях 7. Распределительный валик 10 изготовлен из углеродистой стали, он опирается на четыре стальные втулки, запрессованные в перегородках картера и имеющие с внутренней поверхности слой баббитовой заливки. В передней части на валике закреплена шестерня привода масляного насоса и распределителя, а в задней части расположен эксцентрик для привода бензинового насоса. Конусные кулачки распределительного валика соприкасаются со сферической поверхностью тарелок толкателей. На переднем конце валика на шпонке закреплено зубчатое колесо 17, сцепляющееся с ведущей шестерней коленчатого вала. От осевого перемещения валик закреплен упорным фланцем 18. Распределительное зубчатое колесо 17 снаружи закрывается крышкой 19.

В системе питания двигателя для подачи топлива из бака используются топливный насос диафрагменного типа, приводимый в движение от эксцентрика распределительного валика, карбюратор типа К-82 и воздушный фильтр ВМ12. Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением масло поступает к кривошипным и шатунным шейкам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к промежуточному валику и шестерне распределительного механизма. Все же остальные трущиеся рабочие поверхности смазываются разбрызгиванием и самотеком. Масло в систему подается односекционным зубчатым насосом, расположенным в нижней части картера и приводимым в движение через промежуточный вал от среднего зубчатого колеса на распределительном валике. Фильтры грубой и тонкой очистки выполнены в одном корпусе. В систему охлаждения двигателя вода подается центробежным насосом, установленным на переднем торце блока цилиндров на общем валике с воздушным вентилятором, приводимым в движение клиноременной передачей.

Система зажигания двигателя — батарейная, в нее входят распределитель Р-21А, катушка зажигания Б-1, свечи зажигания, выключатель зажигания с замком и провода высокого напряжения. Питание системы током производится от аккумуляторной батареи. Система зажигания снабжена генератором Г-12В, который работает параллельно с батареей и предназначен для питания системы током и для зарядки аккумуляторной батареи. Генератор расположен с левой стороны блока цилиндров и приводится в движение также клиноременной передачей.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..