Устройство и действие основных
частей паровой машины крана
Коленчатый вал крановой паровой машины
Коленчатый вал имеет назначение
воспринимать усилия от шатуна и преобразовывать его сложное
движение во вращательное. В некоторых машинах, как, например, в
машинах кранов ПК-ЦУМЗ-15 (рис 43), коленчатый вал заменен
главным валом 1 и кривошипным диском 3 с пальцем 2
Коленчатый вал является одной из самых ответственных и сильно
нагруженных деталей паровой машины. Ввиду сложного движения
шатуна и различного направления нагрузок коленчатый вал
испытывает большие динамические и инерционные усилия. Поэтому
его изготовляют из высококачественной стали с последующей
термической обработкой. Поверхностные повреждения — задиры,
риски на шейках и забоины — могут явиться причиной поломки вала.
Коленчатый вал крана ПК-6 (рис. 44) представляет собой деталь
сложной конфигурации, имеющую но числу цилиндров колена с чисто
обработанными кривошипными шейками 2.
Колено вала образуется двумя щеками 4 и кривошипной шейкой,
расположенной между этими щеками. Смежные колена вала смещены
относительно друг друга чаще всего на угол 90й.
Кроме кривошипных, коленчатый вал имеет коренные шейки
1, которыми ложится в опорные так называемые коренные
подшипники. Коренные подшипники представляют собой чаще всего
соответствующие гнезда в станине машины, в которые закладываются
бронзовые вкладыши или вкладыши, залитые тонким слоем
антифрикционного сплава.
Переходы от цилиндрической части шеек к телу вала сделаны по
радиусу, т. е. в виде галтелей. Все острые кромки щек вала
устранены снятием фасок, что уменьшает вредное влияние
напряжений, концентрирующихся в острых углах.
Расстояние между центрами коренной и кривошипной шеек называется
радиусом кривошипа.
На конец коленчатого вала насажено зубчатое колесо, передающее
движение механизмам крана.
В большинстве случаев на коленчатом валу крепятся и эксцентрики
парораспределительного механизма.
Однако в ряде случаев эксцентрики размещают на отдельном валу,
вращающемся от коленчатого вала специальной зубчатой передачей,
как это имело место в паровых машинах крана ПК-6 первых
выпусков.
|