Крановые котлы как сосуды, работающие под давлением, должны
удовлетворять требованиям «Правил устройства, установки, содержания и
освидетельствования паровых котлов, пароперегревателей и водяных
экономайзеров».
Согласно этим правилам каждый эксплуатируемый котел подвергается в
установленные сроки техническому освидетельствованию инспекцией
Котлонадзора. Целью освидетельствования является проверка технического
состояния котла, исправности действия приборов и приспособлений и
правильности обслуживания котла.
Виды и сроки технических освидетельствований котла установлены
следующие: наружный осмотр — не реже 1 раза в год; внутренний осмотр —
не реже 1 раза в три года; гидравлическое испытание — не реже 1 раза в
шесть лет.
При гидравлическом испытании котла обязательно делают внутренний осмотр.
В отдельных случаях, когда котел по условиям работы не может быть
остановлен для технического освидетельствования в установленное время, а
по своему техническому состоянию его дальнейшая эксплуатация не вызывает
опасений, срок освидетельствования может быть продлен инспекцией
Котлонадзора до трех месяцев.
Досрочное гидравлическое иснытание котла может производить инспекция
Котлонадзора в случаях, когда:
котел до пуска в работу находился в бездействии более одного года;
котел был демонтирован и переставлен на другой кран или в другое место;
сменено более 50% общего количества экранных и кипятильных труб или 100%
пароперегревательных, экономайзерных и дымогарных труб;
сменено более 15% общего числа связей любой стенки котла; сделана замена
хотя бы части листа стенок котла или переклепано не менее 15 рядом
стоящих или не менее 25% всех заклепок в каком-либо шве;
при ремонте котла была применена сварка его частей, находящихся под
рабочим давлением (за исключением трубчатых поверхностей нагрева);
при ремонте котла выправлялись выпучины, вмятины на основных его
элементах (жаровые трубы, листы топок, барабанов и т. п.).
Инспектору Котлонадзора предоставлено право производить любой вид
досрочного освидетельствования котла, если по его состоянию такая
проверка необходима. Причины, вызвавшие досрочное освидетельствование
котла, записывают в книгу парового котла (ЯКУ № 1).
Наружный осмотр производит инспектор Котлонадзора во время работы
котла. При этом он проверяет внешнее состояние котла и его арматуру,
знание крановыми бригадами правил технической эксплуатации котла.
К внутреннему осмотру котел должен быть соответствующим образом
подготовлен. Его охлаждают, промывают, очищают от накипи и сажи, удаляют
колосники, снимают изоляцию вдоль швов котла и у штуцеров арматуры в
местах подтеков.
При осмотре проверяют состояние стенок, связей, заклепочных и сварных
швов, плотность постановки труб, смотрят, нет ли трещин, выпучин,
разъедания металла котла и других дефектов и обращают внимание на
чистоту стенок котла. Внутренний
осмотр обычно выполняют при среднем и капитальном
ремонтах крана.
Гидравлическому испытанию котел подвергают для того, чтобы
проверить его прочность, плотность труб, заклепочных и сварных
соединений. При испытании котел наполняют водой, которую накачивают под
давлением насосом. Давление во время испытаний должно быть для котлов,
работающих при давлении свыше 5 кгс/см2, на 25% выше рабочего давления,
но не менее +3 кгс/см2. Для котлов, рабочее давление которых менее 5
кгс/см2, — на 50% больше рабочего давления, но не менее
2 кгс/см2. Под пробным давлением котел должен находиться в течение 5
мин. Подъем и снижение давления производят постепенно. Давление, равное
рабочему, поддерживают в течение всего времени, необходимого для осмотра
котла.
Пробное давление измеряют контрольным манометром инспектора
Котлонадзора. Котел признается выдержавшим гидравлическое испытание,
если: в нем нет признаков разрыва; не замечена течь; при этом выход воды
через заклепочные швы в виде мелкой пыли или капель («слезинок»), а
также выход воды из-за неплотностей арматуры течью не считается, если не
наблюдается снижение пробного давления; не замечёно остаточных после
испытания деформаций.
При появлении «слезинок» и потения в сварных швах котел считают не
выдержавшим испытания. Дефектные места таких швов вырубают и заваривают
вновь.
При гидравлическом испытании осматривают также внутри котел. О
результатах осмотра делают запись в книге парового котла (форма ЯКУ №
1), скрепленной сургучной печатью. Кроме этой книги, имеется еще книга
работы парового котла (форма
ЯКУ № 2).