§ 5. УСТРОЙСТВО
ПАРОВЫХ КОТЛОВ
Дымогарные трубы парового котла
В отверстиях огневой и дымовой решеток
закрепляют концы дымогарных труб (рис. 7); в одну из труб
ставится контрольная
пробка, которая при снижении уровня воды ниже допустимого
выплавляется.
Рис 7 Дымогарная труба:
1 — дымогарная труба, 2 — медное прокладное кольцо, 3 —
контрольная пробка
Дымогарные трубы увеличивают поверхность нагрева. Чем больше
труб, тем больше общая поверхность нагрева и тем больше пара
будет давать котел.
В рассматриваемом котле крана ПК-ЦУМЗ-15 имеются 122 дымогарные
трубы.
Для облегчения доступа к дымогарным трубам, расположенным в
центральной части котла, их размещают в виде четырех пучков,
отделенных между собой двумя взаимно перпендикулярными
расширенными проходами.
Расстояние между центрами двух соседних труб называется шагом
расположения труб, а тело решетки между двумя отверстиями под
трубы — перемычкой или мостиком.
Мостики, в особенности в огневой решетке, вследствие больших
температурных воздействий являются наиболее уязвимым местом, в
котором чаще всего появляются трещины. Поэтому за состоянием
мостиков необходимо внимательно следить при эксплуатации котла,
а при ремонтах не уменьшать их величину.
Верхний конец труб развальцовывается на больший диаметр, а
нижний, наоборот, подкатывается на меньший диаметр, благодаря
чему при смене или ремонте трубы достаточно легко вынимаются
даже в том случае, если на их поверхности имеется небольшой слой
накипи.
Уменьшение диаметра нижнего конца трубы позволяет закрепить ее в
огневой решетке на кольцах из красной меди, что лучше уплотняет
соединение, предохраняет поверхность огневой решетки от
повреждения и тем самым сохраняет размер отверстий.
Нижний конец дымогарных труб ставят в отверстие огневой решетки
с таким расчетом, чтобы он выступал в сторону огня на 8 мм;
после постановки трубы выступающий конец отбуртовывают и в
обязательном порядке обваривают. Верхние концы дымогарных труб
также выступают за пределы решетки на величину 10—15 мм, их
уплотняют развальцовкой изнутри.
Дымовая коробка в верхней части котла выполнена из листовой
стали толщиной 4—5 мм.
Чтобы облегчить доступ к решетке и дымогарным трубам (для
очистки), цилиндрическая часть дымовой коробки имеет лючки или
отъемный верх.
В нижней части топки на колосниковой
решетке лежит слой горящего топлива. Колосниковая решетка
состоит из отдельных колосниковых плит, в теле которых сделаны
щели для прохода воздуха. Она устанавливается так, чтобы слой
горящего топлива располагался несколько выше уровня грязевого
кольца. Это позволяет избежать чрезмерного перегрева листа топки
в случае скопления на грязевом кольце слоя шлама.
От величины живого сечения (суммы всех щелей в колосниках)
колосниковой решетки зависит скорость потока воздуха и
интенсивность сгорания топлива. Обычно в колосниковых решетках
крановых котлов живое сечение составляет до 25% полной площади
решетки.
Отдельные плиты колосниковой решетки выполняют подвижными. С
помощью рычагов они могут поворачиваться на горизонтальных
цапфах, в результате чего слой шлака взламывается, разрыхляется
и сбрасывается в зольник, облегчая очистку решетки от шлака.
Для усиления тяги в дымовой камере имеется сифон в виде
кольцеобразной трубки с мелкими отверстиями, куда подается по
необходимости пар. Кроме того, устанавливается специальное
дутьевое устройство, имеющее вид фасонного рожка с тремя
соплами, направленными кверху.
Отработавший в паровой машине пар направляется в это устройство
и, выходя через сопла, образует по внутренней окружности дымовой
трубы веерообразный поток, создавая в ней дополнительное
разрежение, в результате чего приток воздуха, проходящего через
колосниковую решетку, усиливается.
Для уменьшения тепловых потерь цилиндрическая поверхность котла
снаружи обмуровывается — покрывается слоем в 30—40 мм
асбоглинистой массой. Обмуровочная масса может быть нанесена
горячим и холодным способом.
При горячем способе в котле поднимают давление пара до 3—4
кгс/см2 и на поверхность наносят тонкий слой жидкого асбеста, а
затем по мере высыхания слоями обмуровочную массу.
При холодном способе поверхность котла покрывают слоем
обмуровочной массы, затем немедленно сверху котел обшивают
металлической обшивкой из кровельного железа и выдерживают не
менее суток при температуре помещения для закрепления обмуровки.
Равномерность толщины слоя обмуровки обеспечивается установкой
трех-четырех маячных колец, регулируемых винтами.
Маячные кольца служат также и для укрепления наружной
металлической обшивки котла, прижимаемой к ним стальными
стяжными поясами.
|