В часах с автоматическим заводом пружина заводится с помощью груза,
перемещающегося относительно механизма часов при изменении их положения
в процессе носки. Этот груз через специальную зубчатую передачу,
преобразующую перемещения груза во вращение заводного валика, сопряжен с
заводным механизмом часов.
Груз, обычно изготовляемый в форме сектора, заводит часы или при
круговом вращении, или же при ограниченном повороте между двумя упорами.
В некоторых конструкциях часов применяются отключающие устройства для
отключения механизма заводки пружины от руки в момент работы узла
автоматического завода.
Для предотвращения обрывов заводной пружины от перекручивания в барабане
применяют фрикционный тормоз. Он состоит из стальной термообработанной
ленты, охватывающей периметр барабана немногим более одного оборота и
превышающей толщину заводной пружины примерно в 1,5 раза. Лента снабжена
крючком для крепления наружного конца заводной пружины.
Если пружина заведена полностью, лента фрикциона деформи-
руется и проскальзывает внутрь барабана.
Некоторые часы с автоматическим заводам снабжены счетчиками степени
заводки пружины. Счетчик представляет собой триб, сопряженный с
барабаном и несущий стрелку, показывающую на дополнительной шкале
циферблата резерв заводки часов. Эта шкала обычно рассчитана на 36 час,
реже—на 44 часа. В отдельных случаях применяется указатель в виде
оцифрованного диска, цифры которого видны в окно на циферблате.
Отечественная промышленность выпускает часы «Родина»,
снабженные устройством автоматического завода пружины. В этих часах
грузовой сектор сопряжен с барабанным колесом через
зубчатую передачу, находящуюся в постоянном
кинематическом взаимодействии.
Барабанное колесо свободно установлено на заводном валике и сопряжено со
вторым барабанным колесом, жестко установленным на заводном валике,
через четырехлопастную или двухлопастную пружинную скобу, упирающуюся
своими лопастями в торцовые храповые зубья, имеющиеся на поверхности
барабанных колес.
Вся зубчатая передача механизма автоматического завода расположена между
основной платиной часов и дополнительными мостами.
К типичным дефектам механизма автоматического завода, встречающимся при
ремонте часов, следует отнести износ зубьев колес указанного механизма,
поломку пружинной скобы, сопрягающей барабанные колеса, загрязнение
колесной передачи.
Ремонт часов с автоматическим заводом по существу не отличается от
ремонта обычных наручных часов. Разборку часов с автоматическим заводом
начинают с удаления грузового сектора и снятия зубчатой передачи
заводного устройства.