ДВИГАТЕЛЬ НАРУЧНЫХ И КАРМАННЫХ ЧАСОВ

  Главная       Книги - Часы      Ремонт часов (И.С. Беляков, С.Е. Крепс)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

ДВИГАТЕЛЬ НАРУЧНЫХ И КАРМАННЫХ ЧАСОВ

 

Барабан. Деформированные зубья в барабане исправляют так же, как и зубья в колесах ангренажа. Сломанные зубья в барабане исправляют следующим образом.

На месте сломанного зуба высверливают отверстие, в котором нарезают резьбу и ввинчивают нарезанную нагартованную латунную проволоку.

Вставленные зубья припаивают оловянным припоем, но так, чтобы не отжечь весь барабан. После припайки излишек латуни отрезают. Выпиленные зубья должны иметь такую же форму, какую имеют 'исправные зубья барабана.

Барабан в собранном виде не должен иметь перекоса в посадочных местах платины и моста (рис. 136).

 

 

 

Рис. 136. Перекос барабана



Барабан должен свободно вращаться на своем валу, но при этом не должен иметь больших зазоров как радиальных, так и осевых. При излишнем радиальном люфте разработанное отверстие следует стянуть специально подобранным по размеру отверстия пуансоном с внутренней выточкой. Стягивать отверстие нужно

с внутренней стороны барабана, но так, чтобы не сместить отверстие в сторону. При этом наковальня должна быть исключительно гладкой. Если зазор большой и стягиванием отверстия устранить указанный недостаток нельзя, то в отверстие необходимо вставить футер. Для этого в барабане разверткой увеличивают диаметр отверстия, .которое нужно снаружи и внутри немного раззенковать. Затем берут латунный пруток, по диаметру несколько больший отверстия барабана, и просверливают в нем отверстие. Лишний кусок латунного прутка отрезают лобзиком. Полученную втулку надевают на державку и обтачивают на токарном станке, придав ей цилиндрическую форму с очень малым конусом. Футер с одной стороны должен быть плоским, а с другой иметь выточку для заклепки.

 

 

Длина футера должна быть заранее точно определена по барабану. Футер вставляют с внутренней стороны, но так, чтобы он плотно входил от руки больше чем на половину своей длины. Затем, положив барабан на деревянную планку твердой породы (бук, дуб), осаживают футер, легко ударяя молоткам по плоскому пуансону. После этого, закрепив в тисках круглую гладкую наковальню, устанавливают на ней барабан внутренней стороной, на выточку футера ставят полукруглый пуансон ,и легко ударяют по нему молотком.

После запрессовки футера разверткой доводят отверстие до необходимого размера. Чтобы отверстие не полупилось коническим, его разворачивают с двух сторон, при этом отверстие необходимо чаще проверять по валу: вал барабана должен входить в отверстие свободно и иметь небольшой зазор.

В тех случаях, когда после .исправления или футеровки барабана нарушаются радиальные и осевые зазоры и барабан навалу бьет, исправление можно произвести перестановкой крышки. Эту операцию следует проделать несколько раз, пока барабан не будет выровнен. Если нет осевого зазора, нужно нижний конец вала упереть во что-нибудь твердое и сверху слегка нажать на барабан, чтобы появился надлежащий люфт (рис. 137).

 

 

 

Рис. 137. Способ получения люфта в узле вала барабана

 

 

 

 

Рис. 138. Уменьшение диаметра выточки в барабане для закрепления крышки:
1 — барабан; 2 — выточка для посадки крышки барабана; 3 — воронило

 

 


При необходимости увеличить осевой зазор вала нужно перевернуть крышку и вставить ее в барабан без валика. Затем поставить сверху валик барабана, слегка надавить на валик указанным выше способом. Отверстие в крышке барабана исправляют и проверяют так же, как и в барабане, т. е. способом стягивания пуансоном или вставкой футера.

Если крышка держится в барабане слабо или, наоборот, не входит в него, необходимо:

1) при слабо сидящей крышке сузить отверстие "в барабане, т. е. выточку для крышки, для чего, слегка нажимая воронилом по периметру кромки барабана, обеспечить плотное закрывание крышки в барабане (рис. 138);

 

2) если крышка не входит в барабан, следует пройти резцом по окружности выточки отверстия с внутренней стороны барабана до обеспечения плотной посадки крышки.
 

При необходимости подбора нового барабана или крышки мастер определяет размеры по месту. Для более точной и удобной работы рекомендуется пользоваться штангенциркулем (рис. 139).

 

 

 


При подборе барабана нужно стремиться к тому, чтобы крышка барабана не упиралась в часовое колесо и в платину, а барабан — в центральное колесо; боковые стенки барабана не касались зубьев переводного колеса; зубья барабана имели хорошее зацепление с трибом центрального колеса.

 

Если в барабане притупился крючок, его исправляют ножовкой. Если крючок сломан, то для его ‘восстановления применяют три способа.

 

1. Крючок выдавливают в стенке барабана специальными щипцами (рис. 140).

 

. 2. В боковой стенке барабана просверливают отверстие, нарезают в нем резьбу и с внутренней стороны барабана снимают заусенцы. Отверстие должно быть точно посередине высоты барабана, т. е. между дном его и крышкой. Затем нагортовывают латунную проволоку, нарезают на ней резьбу и ввертывают в барабан  (рис. 141) настолько глубоко, чтобы высота крючка лишь немного превышала толщину пружины, 'после чего крючок припаивают. Наружный конец проволоки отрезают напильником — ножовкой, заравнивают напильником заподлицо со стенкой барабана.

3. В более крупных часах рекомендуется на внутренней стенке барабана прорезать место для крючка (рис. 142) не глубже проточки, на которую ложится крышка. Для этого нужно сделать грабштихелем риску, а затем трехгранным бархатным или полубархатным напильником сделать углубление. Окончательно углубление подправляют ножовкой осторожно и неглубоко.

 

 

 

Рис. 141. Способ вставки крючка барабана на резьбе:
1 — барабан; 2 — заготовка для крючка барабана

 


 

Рис. 142. Прорезь в стенке барабана для крючка пружины

 

 


При сломанном винте в вале барабана, когда остаток его выступает наружу,
следует (не повредив на вале квадрата) сделать шлиц (как в головке винта) и отверткой вывернуть его. Если указанным способам сломанный винт не удастся, вывернуть, тогда рекомендуется острым углом штихеля надавить сбоку на сломанный винт и вывернуть. Если и этот

способ не даст результатов, необходимо высверлить сломанный винт, не повредив резьбу в вале. Если сломанный винт не поддается сверлению, вал нужно отпустить. При всех указанных способах необходимо вал положить в масло и хорошо прогреть, чтобы масло заполнило все поры резьбы винта.

Если крючок на валу барабана затупился или его конец надломлен, следует в первую очередь надрезать крючок в глубине ножовкой. Если этим способом исправить крючок не удается, следует сделать новый крючок, для чего:

1) просверлить в вале отверстие так, чтобы крючок имел наклонное положение;

2) зачистить отверстие сверху до заусенцев;
3) запилить стальной конический штифт и впрессовать в отверстие;

4) откусить излишек штифта, а штифту придать надлежащую форму крючка (рис. 143).

Крючок должен быть сделан заподлицо ,
с окружностью вала, в середине  уступа вала.

Если крючок не в середине, то он сдвинет пружину в сторону и пружина будет тереть дно барабана или крышку его. Крючок должен прочно захватывать замок пружины.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..