Классификация. Вентиля горы общего назначения предназначены для систем
вентиляции, кондиционирования, аспирации, пневмотранспорта и других
систем с принудительным перемещением воздуха и газов.
По направлению движения воздуха в рабочем колосе вентиляторы общего
назначения подраздел ню гея па радиальные (центробежные) и осевые. К
вентиляторам общего назначения относятся также крыш-пые вентиляторы.
В зависимости от физико-химических свойств перемещаемой среды
вентиляторы изготовляют:
обычного исполнения --- для перемещения неагрессивных сред;
коррозионно-стойкие — для перемещения воздуха, загрязненного
агрессивными примесями;
искрозащищенные — для перемещения некоторых взрывоопасных
газопаровоздушных смесей;
пылевые — для перемещения воздуха, содержащего пылевидные примеси.
По направлению вращения рабочего колеса, если смотреть со стороны
всасывания, вентиляторы (ГОСТ 10G1G—73*) бывают: правого вращения
(правые) — колесо вращается по часовой стрелке; левого сращения (левые)
— колесо вращается против часовой стрелки.
Размер вентилятора характеризуется его номером. За номер вентилятора
принимается значение, соответствующее наружному диаметру рабочего колеса
в дециметрах. В вентиляционных системах обычно используют вентиляторы
номеров: 2; 2,5; 3,2; 4; 5; 0,3; 8; 10; 12,5; 16 и 20.
Работа вентилятора в сети. Аэродинамические параметры вентилятора
определяются совокупностью режимов ei о работы и представляют собой
зависимость полного давления Р,|0Л1|, развиваемого вентилятором,
потребляемой мощности /V и коэффициента полезного действия т) от его
подачи (производительности) Q при постоянной частоте вращения рабочего
колеса n (рис. 4).
Радиальные вентиляторы общею назначения (ГОСТ 5970
/3*).
В зависимости от полного давления, создаваемого при перемещении воздуха
мри максимально^ для каждой конструкция частоте вращения, радиальные
вентиляторы бывают: низкого давления — полное давление до 1 кПа;
среднего давления — от 1 до 3 кПа; высокого давления — от 3 до 12 кПа.
Радиальный вентилятор (рис. 5) состоит из рабочего колеса,
спирального корпуса и привода. Воздух входит в рабочее колесо в осевом
направлении, отклоняется в нем па 90° в радиальном направления и затем
поступает в улитку спирального корпуса.
Вентиляторы по наклону выхода лопаток рабочего колеса относительно
направления вращения делятся на три типа: с лопатками, загнутыми вперед
(в сторону вращения) или назад, и радиальными лопатками.
Различают вентиляторы одностороннего всасывания, когда воздух
всасывается во входное отверстие с одной стороны, и двустороннего, когда
воздух всасывается q обеих сторон корпуса, а колесо состоит из двух
зеркально-симметричных полонии.
По расположению привода вентиляторы изготовляют семи конструктивных
исполнении: рабочее колесо вентилятора / посажено непосредственно па вал
электродвигателя 2 (рис. 6, /); вал рабочего колеса укреплен в одном
(рис. 6, II) или двух (рис. 6, III) подшипниках и соединен муфтой 3 с
электродвигателем 2\ вал рабочего колеса укреплен в подшипниках и
соединен с электродвигателем клпноремепной передачей 4 (рис.С, IV, V);
вентилятор 1 двустороннего всасывания, у которого вал рабочего колеса
укреплен в двух подшипниках и соединен с элоктродвигателем 2 муфтой 3
(рис. б, V) или клпноремепной передачей 4 (рис. 6, V/I). Промышленность
выпускает радиальные вентиляторы в основном по схемам I, VI и VII.
Радиальные вентиля юры имеют различные положения корпуса (рис. 7),
коюрые обозначаются направлением вращения (Пр и Л) и углом поворот
выходного патрубка в градусах.
В обозначение радиальною вентилятора входят буквы В и Ц, тип и номер
вентилятора. Например, В-Ц4-70-6.3 означает: вентилятор центробежный
(радиальный) тип 4-70, номер 0,3.
Радиальные вентиляторы В-114-70, В-Ц4-76, 11-1X14-46 и В-Ц4-75
предназначены для перемещения воздуха температурой до 80 °С, 32 не
содержащего пыли и других твердых примесей в количестве более 100 мг/м3,
а также липких веществ и волокнистых материалов.
Вентиляторы В-Ц4-75 имеют более высокий коэффициент полезного действия.
Вентиляторы В-Ц4-70 изготовляют по схемам конструктивного исполнения 1 и
VI (см. рис. 6), вентиляторы В-Ц4-76 — только по схеме VI и вентиляторы
В-Ц14-46 и В-Ц4-75 — только по схеме 1
Радиальные вентиляторы общею назначения
одной и той же марки могут быть изготовлены с промежуточными диаметрами
рабочих колес, несколько отличающимися от номинальною значения, которые
оставляют 90, 95, 105 и 110% от основного размера. Это облегчает подбор
вентилятора к вентиляционной сети.
Таблица 20. Технические характеристики радиальных
вентиляторных агрегатов общего назначения
На строительные объекты для монтажа поставляют не отдельные вентиляторы,
а вентиляторные агрегаты, каждый с определенным электродвигателем и
определенной частотой вращения рабочего колеса вентилятора (табл. 20).
Условное обозначение агрегатов состоит из буквы и цифры. Первая буква
соответствует марке вентилятора: А — для В-Ц4-70; Б — для В-Ц4-76; В —
для В-Ц14-46, Е — для В-Ц4-75; следующая за ней цифра — номер
вентилятора, далее условное обозначение диаметра рабочего колеса D: 090,
если D = 0,90DHOH;
095, если D =
0,95£>ном; 105, если D= 1,050„ои;
ПО, если D= 1,10DIIOM.
Последняя цифра определяет частоту вращения рабочего колеса вентилятора.
Например, в обозначение вентиляторного агрегата А6,3.095-2 входит
вентилятор В-Ц4-70 № 6,3 с колесом диаметром, равным 0,95£)!1ОМ
и частотой вращения рабочего колеса п = 1440 мин-1.
Рис. 8. Схемы вентиляторных агрегатов с
вентиляторами:
а — В-Щ-70, № 2,5...6,3, В-Ц14-46 № 2...4 и В-Ц4-75 № 5 и 6,3; б —
В-Ш-70 № 8 н 10; в — В-Ц4-70 № 10...16, В-Ц4-76 № 8 и 10; г — В-Ц4-76 №
16Л; д— В-Ц14-46 № 5...8; е — фланец всасывающего патрубка вентилятора,
ж — фланец выходного патрубка вентилятора
Таблица 21. Габаритные н присоединительные размеры
радиальных вентиляторных агрегатов (см. рис. 8)
В табл. 21 приведены габаритные и присоединительные
размеры радиальных вентиляторных агрегатов общего назначения.
Радиальные пылевые вентиляторы В-ЦП7-40 № 5 и N9 6 и В-ЦП6-45 № 8
перемещают невзрывоопасные и неабразивные пылегазовоздушные смеси,
агрессивность которых по отношению к углеродистым сталям не превышает
агрессивности воздуха. Смеси, температура которых не более 80°С, не
должны содержать липкие и волокнистые материалы. Содержание механических
примесей в перемещаемой среде до 1 кг/м3.
Конструктивно пылевые вентиляторы отличаются от вентиляторов общего
назначения рабочим колесом, которое выполнено без переднего и заднего
дисков и в котором лопатки прикреплены непосредственно к ступице.
Пылевые вентиляторные агрегаты
(табл. 22) применяют для удаления древесных стружек, металлических
опилок и пыли, в системах пневмотранспорта зерна и других материалов.
Радиальные вентиляторы высокого
давления выпускают типов: ВВД № 8, 9 и 11. В-Ц10-28 № 2,5; 3,15; 4 и
5 и В-Ц6-28 № 8 и 10. От вентиляторов общего назначения они отличаются
меньшей шириной рабочего колеса и более высокими прочностными
характеристиками. Применяют вентиляторы высокого давления для систем
пылеуборки и пневмотранспорта, а также в качестве дутьевых вентиляторов
для котельных установок.
Для регулирования подачи вентиляторных агрегатов больших размеров без
снижения их коэффициента полезного
действия и для уменьшения силы пускового тока применяют осевые
направляющие аппараты, гидроустановки и индукторные муфты скольжения.
Осевыми направляющими аппаратами (рис. 10) изменяют подачу вентилятора и
создаваемое им давление поворотом лопаток 1 на определенный угол а„а, а
также уменьшают пусковую нагрузку электродвигателя путем полного
закрытия лопаток. Осевой направляющий аппарат устанавливают
непосредственно на входной патрубок вентилятора таким образом, чтобы
лопатки аппарата закручивали воздух в сторону вращения рабочего колеса
вентилятора, что несколько увеличивает коэффициент полезного действия
вентилятора. Направляющие аппараты изготовляют как правого, так и левого
исполнения. Лопатки направляющего аппарата поворачиваются все вместе
специальным механизмом 4 (е ручным или электрическим приводом) на любой
заданный угол и„а вокруг своих осей.
Гидроустановки (гидромуфты) применяют для уменьшения пусковой нагрузки
электродвигателя и бесступенчатого регулирования вентиляторных агрегатов
двустороннего всасывания больших размеров.
Индукторные муфты скольжения предназначены для тех же целей, что и
гидромуфты, но они более надежны и просты в эксплуатации.
Таблица 22. Габаритные и присоединительные размеры
пылевых вентиляторных агрегатов, мм (рис. 9)
Индукторная муфта состоит из индуктора,
располагаемого на ведомом валу, который соединен с вентилятором, и якоря
на ведущем валу, соединенном с электродвигателем. При вращении якоря
относительно намагниченного индуктора возникают вихревые электрические
токи, которые, взаимодействуя с магнитным потоком, создают крутящий
момент. Индукторные муфты могут иметь ручное местное, ручное
дистанционное и автоматическое управление.