СЪЕМНЫЕ ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ УСТРОЙСТВА (АВТОКРАНОВ), КОНТЕЙНЕРЫ И СРЕДСТВА ПАКЕТИРОВАНИЯ. ТИПОВЫЕ СХЕМЫ СТРОПОВКИ ГРУЗОВ

  Главная       Учебники - Автокраны       Автомобильные краны (Зайцев Л.В.) - 1987 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94 

 

 

 

§ 63. СЪЕМНЫЕ ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ УСТРОЙСТВА (АВТОКРАНОВ), КОНТЕЙНЕРЫ И СРЕДСТВА ПАКЕТИРОВАНИЯ. ТИПОВЫЕ СХЕМЫ СТРОПОВКИ ГРУЗОВ

Грузозахватные устройства (крюки, скобы, захваты, стропы и траверсы) для строповки грузов и подвешивания их на крюковую обойму крана бывают унифицированными (нормализованными) или специальными. Изготовляют их на предприятиях и в строительно-монтажных“ор-ганизациях по нормалям, технологическим картам или индивидуальным чертежам. Каждое грузозахватное устройство снабжают табличкой с указанием индивидуального номера, грузоподъемности, даты испытания.

Крюки грузозахватных устройств аналогичны по конструкции крюкам автомобильных кранов, они должны быть снабжены предохранительными замыкающимися приспособлениями, которые исключают возможность выпадения стропов при подъеме или опускании груза (рис. 139, а).
 

 

 

Рис. 139. Грузовые крюки (а) с предохранительными пружинами (/) и самоопускающимися защелками (//) и скобы (б) с предохранительными подвижным кольцом (/), неподвижной пластиной (//), штифтом (III)
 

 

 


Скобы (рис. 139,6), применяемые в основном для захвата грузов массой до

2,5 т, просты в изготовлении и эксплуатации. Они также снабжены предохранительным устройством — кольцом (патроном), перемещаемым вдоль оси при навешивании и снятии стропа.

Захваты бывают клещевые, фрикционные и замковые. Тип захвата выбирают в зависимости от вида груза (под-) крановые балки, рельсы, колонны и т. д.): Клещевые и фрикционные захваты замыкаются под действием массы груза.

Замковые захваты соединяются с грузом через монтажное отверстие, куда входит подвижный валик. В -.зависимости от способа перемещения валика замковый захваты бывают ручного действия и полуавтоматические. В ручных замковых захватах оба хода валика осуществляют вручную, в полуавтоматических — валик в отверстие перемещается автоматически под действием специальной пружины, а выдвигают его вручную принудительным сжатием этой пружины тросом с уровня стоянки крана. Преимущества захватов рассмотренных типов по сравнению с крюками и скобами в простоте их
обслуживания, сокращении времени на прицепку и отцепку груза, снижении расхода металла на закладные детали и петли, уменьшении объема верхолазных работ.

 

 

 

 

Рис. 140. Распределение нагрузки в ветвях грузозахватных устройств в зависимости от массы поднимаемого груза и угла наклона ветви к горизонту

 



Стропы, изготовленные из витых стальных канатов, применяют для работы с массовыми грузами. Стропы бывают двухпетлевыми, кольцевыми, одно-и многоветвевыми, жесткими. Двухпетлевые и кольцевые стропы применяют в основном для подвешивания длинномерных материалов (например, досок, плинтусов, бревен, арматуры в пучках, угловой и тавровой стали).

Многоветвевые стропы используют для перемещения деталей и конструкций с большой опорной поверхностью (плит, фундаментных подушек, лестничных маршей) и имеющих несколько петель в ряду (панелей, блоков, прогонов, ригелей), а также материалов, уложенных в тару (ящики, контейнеры, бункера, поддоны). Нагрузка на ветви многоветвевого стропа должна распределяться равномерно. Неравномерное распределение нагрузки приводит к преждевременному износу стропа.

В четырехветвевых стропах, предназначенных для перемещения плит, блоков, контейнеров, средств пакетирования, нитки стропов должны быть равны по длине между собой. В стропах для монтажа лестничных маршей и других аналогичных конструкций длина ветвей зависит от угла наклона опорной поверхности к основанию.

Более совершенными стропующими устройствами являются траверсы, с помощью которых перемещают крупногабаритные грузы и длинномерные материалы, монтируют крупноразмерные и сложные по конфигурации конструкции, устанавливают конструкции в проектном положении с высокой точностью, перерабатывают различные грузы вне зоны действия крана или

двумя спаренными кранами. В конструкции траверс объединены все виды стропующих устройств в различных сочетаниях. Благодаря наличию несущих продольных балок или ферм, за которые закрепляют стропующие устройства, удается избежать большого наклона ветвей, чем значительно уменьшается высота строповки груза.

Многие виды материалов, изделий и конструкций при перегрузке укладывают в контейнеры и средства пакетирования. Применяют универсальные контейнеры, предназначенные для перевозки различных типов штучных грузов, и специализированные и технологические. Универсальные контейнеры подразделяют на крупнотоннажные (грузоподъемностью свыше 10 т), среднетоннажные (грузоподъемностью 2,5 и 5 т), малотоннажные (грузоподъемностью 0,625 и 1,25 т). Универсальные контейнеры оборудуют приспособлениями, обеспечивающими их перегрузку автомобильными кранами. Специализированные контейнеры предназначены для грузов, перегрузка которых требует соблюдения определенных требований. На базе универсальных и специализированных контейнеров разработаны специализированные контейнеры для штучных строительных материалов, изделий и конструкций. В таких контейнерах грузы комплектуют из расчета на единицу возводимого здания (секцию, этаж, квартиру) и доставляют непосредственно на рабочее место.

Средства пакетирования — это устройства, имеющие основание для укладки на него пакета из штучных грузов: поддоны, кассеты, приспособленные для перегрузки их краном. Грузы на поддонах закрепляют для устойчивости и сохранности сетками, обвязками или пленками.

Грузозахватные устройства выбирают в зависимости от рода, массы и размеров перемещаемого материала, типа контейнеров и средств пакетирования.

Строповкой называется совокупность приемов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения краном. Строповку выполняют с помощью грузозахватных устройств, навешиваемых на крюк крана. Способы строповки грузов зависят от рода и массы материалов, изделий и конструкций, методов их укладки в дело. Наибольшее распространение получили способы строповки грузов за петли и отверстия и в обхват. Легкие грузы (прогоны, связи, ограждения и косоуры) сгропуют по несколько штук вместе (пакетом), тяжелые — каждый в отдельности. Сгропуют конструкции не менее чем за два конца во избежание остаточного прогиба их средней части и консольных выступов.

При строповке и рассгроповке груз должен находиться в устойчивом положении, места строповки — вне центра тяжести груза. Назначают места строповки, исхо-
дя из допустимых углов наклона нитки грузозахватного устройства к горизонту. Чем меньше этот угол в многоветвевых стропах, тем большее усилие появляется в стропе (рис. 140). С увеличением угла снижаются усилия в стропах, но одновременно увеличивается высота строповки груза, из-за чего теряется полезная высота подъема крюка крана. Оптимальным является угол наклона стропа к горизонту 45°. В зависимости от массы и габаритов груза, грузоподъемности грузозахватного устройства допускается увеличивать или уменьшать этот угол на 15°. Под углом менее 30° располагать стропы нельзя, так как излишнее усилие в ветвях стропа создает дополнительную сминающую нагрузку на поднимаемый груз.

 

В производственных условиях обычно заранее известны масса и габариты груза и грузоподъемность стропа. Задача сводится к проверке возможности подъема данного груза имеющимся в наличии грузозахватным устройством. Например, требуется проверить, можно ли двухвет-вевым стропом с длиной ветвей 2,5 м поднять прогон массой 3,5 т, если расстояние между монтажными петлями

4,5 м и допускаемая нагрузка на ветвь 2,9 т. В результате подстановки приведенных данных в формулу для определения Р получаем, что нагрузка на ветвь не будет превышать 20 Н. Следовательно, рассматриваемое грузозахватное устройство может быть применено для подъема данного прогона.
 

 

 

 

 

Контрольные вопросы


1. На каких объектах применяют автомобильные краны? 2. Что относится к рабочему месту машиниста автомобильного крана? 3. В чем смысл бригадного подряда? 4. Какие виды грузов перерабатывают с помощью автомобильного крана? 5. Как правильно установить автомобильный кран относительно мест укладки грузов? 6. Из каких операций состоят монтажные работы, выполняемые с помощью автомобильного крана? 7. Что называется грузозахватным устройством (средством пакетирования, контейнером)?

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94