§ 60. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И БРИГАДНЫЙ
ПОДРЯД ПРИ РАБОТЕ С АВТОКРАНАМИ
Работа автомобильных кранов должна осуществляться в соответствии с
принципами научной организации труда (НОТ). Задача НОТ — установление на
объекте рациональных взаимосвязей между трудовыми приемами, рабочей
средой, технологическим процессом, материальным обеспечением процесса и
рабочими движениями крана, при которых достигаются экономия времени,
материальных ресурсов, повышение качества работ и облегчается труд
рабочих.
Научная организация труда предполагает:
совершенствование форм организации труда (разделение и кооперация труда,
подбор оптимального состава и специализация бригад и звеньев рабочих);
изучение и распространение передовых методов труда, сокращение потерь
рабочего времени по неуважительным причинам (из-за отсутствия
материальных ресурсов, своевременных указаний технического персонала, в
результате нарушения трудовой дисциплины);
• улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
обеспечение наиболее благоприятных условий труда;
совершенствование нормирования труда, принятие встречных планов;
применение прогрессивных форм и систем оплаты и моральное стимулирование
труда;
постоянное повышение квалификации рабочих, овладение смежными
профессиями;
укрепление трудовой дисциплины, развитие социалистического соревнования,
воспитание трудящихся в духе коммунистического отношения к труду,
социальное развитие производственных коллективов.
Важным направлением улучшения организации работы автомобильных кранов
является составление и внедрение планов НОТ на рабочих местах. Передовые
машинисты автомобильных кранов работают по планам НОТ, составленным на
основании «Руководства по разработке и внедрению бригадных планов НОТ».
Задача машиниста состоит в том, чтобы быть активным участником в
проведении мероприятий, обеспечивающих повышение производительности
труда, улучшение его организации и повышение эффективности использования
крана. Росту производительности труда способствуют постоянный поиск
дополнительных источников его повышения, внедрение новых научно
обоснованных форм производства работ.
Одним из важнейших мероприятий по росту производительности труда и
повышению эффективности производства является бригадный подряд. Основное
содержание бригадного подряда заключается в том, что бригада по
договоренности с управлением принимает на себя обязательства не только
выполнить определенные работы на объекте с высоким качеством, но и
обеспечить с участием специализированных бригад полное завершение
строительства и подготовку объекта к сдаче в эксплуатацию в
установленный срок. Управление обеспечивает бригаду производственными
заданиями, графиками движения по объектам строительства и загрузки в
течение года, материалами и средствами механизации. Перевод бригад на
бригадный подряд ежегодно оформляется приказом руководителя
строительно-монтажной организации, согласованным с профсоюзным
комитетом, с обязательным приложением к приказу графика годовой загрузки
всех
хозрасчетных бригад. Коллектив бригады несет полную
ответственность за качество работ и соблюдение требований безопасности
труда. Бригада отвечает также за порядок складирования и хранения
поступающих на объект материалов.
Ежемесячную заработную плату бригады определяет производитель работ
совместно с бригадиром промежуточным расчетом, исходя из объема работ,
выполненного в отчетном периоде. Окончательный расчет по заданию,
включая выплату премии, производится по завершении и приемки порученного
бригаде комплекса работ.
Время пребывания средств механизации, в том числе автомобильных кранов,
направляемых на объект, где работы ведутся по методу бригадного подряда,
рассчитывают по существующим нормам выработки машин на основе проекта
производства работ. С учетом этих сроков распределяют общую сумму затрат
на механизированные работы по объекту в целом и для каждого объема
работ.
Затраты на эксплуатацию автомобильного крана определяют, исходя из
фактически отработанного количества машино-смен на основании сменных
рапортов, подписанных мастером (производителем работ) и бригадиром. В
состав бригады включают машинистов всех строительных машин, работающих
на объекте, в том числе и машинистов автомобильных кранов.
При включении в состав хозрасчетной бригады машиниста автомобильного
крана доплата разницы между его заработком в бригаде и заработком по
системе оплаты труда в управлении механизации производится этим
управлением механизации, а строительно-монтажная организация перечисляет
эту разницу управлению механизации. За своевременное прибытие крана на
объект, обеспечение его работоспособного состояния в течение всего
периода пребывания на объекте отвечает управление механизации.
Таким образом, метод бригадного подряда поставил рабочий коллектив в
такие условия, когда для достижения своих личных и коллективных целей он
должен проявлять максимум энергии и инициативы, постоянно искать резервы
повышения эффективности работы, улуч-
шения ее качества и снижения себестоимости. Порядок перевода бригад на
хозрасчет, учета затрат на производство работ, выполняемых хозрасчетной
бригадой, оплаты труда и материального поощрения изложен в «Положении о
сквозном поточном бригадном подряде в строительстве», «Руководстве по
разработке планово-производственной документации для перевода бригад на
подряд», «Руководстве по включению машинистов строительных и дорожных
машин в состав комплексных (специализированных) бригад».