§ 56. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ
АВТОКРАНА
Изношенные, разрушенные и потерявшие первоначальную форму детали
восстанавливают механической обработкой, сваркой, правкой, наплавкой.
При выборе способа учитывают конструкцию и состояние изношенной детали,
вид износа, допустимость износа в сопряжении с другими деталями, а также
наличие необходимого технологического оборудования на ремонтном
предприятии.
Весь процесс восстановления деталей кранов состоит из трех групп
последовательно выполняемых операций:
подготовительные — комплектование партий деталей по однотипности
дефектов, очистка и мойка, дефектация, подбор и наладка оборудования,
установление режимов обработки, предварительная механическая обработка;
устранение дефектов с помощью оснастки и оборудования;
заключительная доводочная стадия — окончательная механическая обработка,
термическая обработка, контроль качества восстановленных деталей.
Дефектацией определяют возможность дальнейшего использования деталей. Во
время дефектации детали сорти-
руют на годные к дальнейшей работе без ремонта, подлежащие
восстановлению и не пригодные к восстановлению. Годными к установке на
кране без ремонта считают детали, размеры которых находятся в допустимых
пределах. На восстановление направляют детали с размерами в диапазоне
между допустимыми и предельными. Детали, размеры которых находятся за
предельными, выбраковывают. Вместо них на кране устанавливают детали из
ремонтного фонда. Детали крепления канатов (коуши, клиновые втулки,
клинья, зажимы, скобы) с любыми дефектами восстановлению не подлежат, их
заменяют новыми.
Дефектацию выполняют на специальном участке, который располагают рядом с
моечным отделением. Детали, прошедшие дефектацию, сортируют в группы по
сходству способов их восстановления: корпусные детали и сборочные
единицы, круглые стержни, цилиндры, диски, некруглые стержни, крепежные
детали, зубчатые передачи. На каждую группу таких деталей разрабатывают
типовые технологические процессы восстановления.
Наиболее распространенным и простым способом восстановления деталей
является электродуговая наплавка. В зависимости от наличия
технологической оснастки и материалов, необходимых для ремонтных работ,
применяют наплавку под слоем флюса, вибродуговую, в среде углекислого
газа, в потоке воздуха и водяного пара и электроконтактную сварку.
Восстанавливать изношенные зубья зубчатых колес редукторов кранов
методом наплавки не рекомендуется. Для этой цели используют механическую
обработку с прорезанием существующих зубьев.
Первоначальную форму сборочных единиц и деталей, имеющих остаточный
изгиб и скручивание, восстанавливают правкой. Таким способом ремонтируют
кольца опорно-поворотных * устройств, рамы, балки выносных опор,
портальные стойки, стрелы.
Полые детали гидроцилиндров восстанавливают осадкой, вставляя в полую
часть стержень диаметром, равным заданному внутреннему размеру
отверстия.
Втулки восстанавливают обжатием на прессе, оборудованном специальным
пуансоном и матрицей.
Перспективным является способ восстановления деталей с применением
синтетических материалов, для чего применяют различные пластмассы и
клеи.
К надежности и долговечности восстановленных деталей и сборочных единиц
предъявляются те же требования, что и к вновь изготовленным, поэтому на
всех стадиях восстановления деталей проверяют соответствие их
требованиям технологических карт, технических условий и стандартов.