При правильной организации, своевременном и тщательном выполнении
операций технического обслуживания краны ремрлтируют через определенные
промежутки времени, установленные в зависимости от срока службы групп
деталей.
Если время проведения очередного ТО по периодичности совпадает с
временем выполнения планового ремонта, ТО и ремонт выполняют
одновременно.
В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт может
быть текущим, выполняемым на эксплуатационных базах, и капитальным,
ко-торый производится на специализированных ремонтных заводах.
Текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации для
гарантированного обеспечения работоспособности крана до очередного
планового ремонта и включает в себя диагностирование, замену и
устранение неисправностей отдельных сборочных единиц крана и их
регулирование. От качества выполнения ремонта зависит работоспособность
машины в межремонтный период. При текущем ремонте заменяют изношенные
детали, срок службы которых равен межремонтному периоду, а также
выполняют ремонтные работы: заварку трещин в металлоконструкциях, правку
вмятин, рихтовку лент и т. п. При текущем ремонте гидравлических кранов,
кроме того, проверяют размеры посадочных мест ответственных соединений:
замеряют зубья зубчатых зацеплений; заменяют уплотнения, где обнаружена
течь масла; проверяют корпуса редукторов и при выявлении дефектов
ремонтируют их или заменяют; проверяют подшипники и штифтовые
соединения, рамы, опорно-поворотное устройство. Текущий ремонт
организуют одним из трех методов: индивидуальным, агрегатно-уз-ловым,
смешанным.
При небольшом количестве эксплуатируемых кранов применяют индивидуальный
метод, при котором сборочные единицы, снимаемые с крана, ремонтируют и
вновь устанавливают на место.
Наиболее прогрессивным является агрегатно-узловой метод ремонта,
заключающийся в замене неисправных деталей и сборочных единиц в условиях
эксплуатационных баз и строительной площадки. Для выполнения ремонта
агрегатно-узловым методом необходим оборотный фонд исправных деталей и
сборочных единиц, а также организации их ремонта на ремонтных
предприятиях. Оборотный фонд образуется из сборочных единиц, получаемых
от машиностроительных заводов, а также из восстановленных отдельных
деталей и сборочных единиц. Потребность в оборотном фонде для проведения
ремонта кранов агрегатно-узловым методом определяется для каждой
эксплуатационной организации в зависимости от числа однотипных машин,
времени оборачиваемости деталей и сбо-
рочных единиц и времени их ремонта.
При небольшом количестве машин и наличии достаточного оборотного фонда
деталей и сборочных единиц может применяться смешанный метод ремонта.
Перед остановкой крана на текущий ремонт машинист вместе с механиком
устанавливают по фактическому техническому состоянию крана, а также по
записям в журнале учета ремонтов перечень необходимых ремонтных работ,
определяют потребность в запасных частях, материалах и дополнительной
рабочей силе. Текущий ремонт выполняют специализированные бригады с
участием машиниста, что обеспечивает высокое качество ремонтных работ.
После текущего ремонта кран испытывают.
Капитальный ремонт выполняют с целью восстановления исправности и
полного или близкого к полному восстановления ресурса крана с заменой
или восстановлением любых его составных частей, включая базовые, и их
регулированием. Капитальный ремонт предусматривает полную разборку
крана, дефектацию, восстановление и замену деталей, сборку,
регулирование и испытание (ГОСТ 24407 — 80). Краны в капитальный ремонт
направляют на основании тщательного анализа их технического состояния с
учетом наработки с начала эксплуатации.
Краны, поступающие в капитальный ремонт, на ремонтных предприятиях не
обезличивают. Отремонтированные машины поступают в те же организации, из
которых они прибыли в ремонт. Сборочные единицы и детали в них при
капитальном ремонте крана могут обезличиваться, за исключением базовых
составных частей, сборочных единиц гидравлической, пневматической и
электрической систем, зубчатых колес, колец разобранных подшипников,
взаимно приработанных и совместно обработанных. Все составные части,
приборы и детали должны быть закреплены на кране, как это предусмотрено
конструкцией.
Ремонтные предприятия оснащены специализированными постами, которые
располагают в определенной технологической последовательности выполнения
работ: чистка и наружная мойка, разбор-ка на основные сборочные единицы,
разборка и мойка сборочных единиц и деталей, дефектация деталей и
сборочных единиц, ремонт и восстановление деталей, ремонт неповоротных и
поворотных рам, ремонт стрел, сборка и испытание сборочных единиц,
сборка и испытания гидрооборудования, ремонт кабин и кожухов. Собранные
после ремонта составные части и сборочные единицы подвергают стендовой
обкатке и испытанию. Сборочные единицы, выдержавшие испытания и принятые
ОТК, заправляют свежим маслом и подают на пост общей сборки.
Отремонтированный кран поступает на пост стационарных испытаний в
объеме, определяемом Правилами устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов. Испытанный кран комплектуют ЗИП, оценивают
качество ремонта (ГОСТ 24826 — 81) и передают на площадку готовой
продукции.