СМАЗЫВАНИЕ И ЗАПРАВКА АВТОКРАНОВ

  Главная       Учебники - Автокраны       Автомобильные краны (Зайцев Л.В.) - 1987 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

§ 52.

СМАЗЫВАНИЕ И ЗАПРАВКА АВТОКРАНОВ

Работоспособность кранов зависит от правильно подобранных сортов смазочных материалов, рабочих жидкостей, топлива, строгого соблюдения и своевременной замены масел и рабочих жидкостей.

Основное назначение смазочного материала — снижение потерь мощности за счет изменения вида трения соприкасающихся деталей и отвода от них возникающей в процессе работы теплоты, устранение заедания трущихся поверхностей, защита поверхности деталей от коррозии, повышение компрессии и обеспечение определенной амортизации при ударных нагрузках за счет выдавливания смазки из зазоров между деталями.

Рабочие жидкости предназначены для передачи энергии от насоса к гидромоторам рабочих механизмов. За счет заполнения объемов гидрооборудования рабочая жидкость одновременно выполняет функции его смазки и охлаждения.

В кранах в основном применяют смазочные материалы минерального происхождения, имеющие по сравнению с другими видами смазок меньшую стоимость и лучшие смазочные свойства. Основные показатели смазочных материалов — вязкость, температура застывания, зольность, кислотность, содержание механических примесей и воды, а также температура вспышки. Смазочные материалы должны отвечать следующим основным требованиям: обладать хррошей смазочной способностью, не изменять физикохимических свойств при нормальной работе машины (не образовывать смол); защищать детали от коррозии даже при продолжительной остановке крана; не застывать при низких температурах; не содержать воды и механических примесей; не менять свойства при продолжительном хранении.

Сорта смазочных материалов и места смазывания крана указываются в смазочной таблице, содержащейся в инструкции

по эксплуатации машины. При эксплуатации кранов следует строго выполнять указания, содержащиеся в этих таблицах. Несвоевременное смазывание приводит к быстрому износу машин и повышенному расходу энергии. Обильное смазывание так же вредно, как и недостаточное. Новый кран смазывают обильнее, чем бывший в работе. Например, масленки, заправляемые раз в сутки, в первые 10—15 дней работы крана заправляют два раза в смену. При проведении смазывания соблюдают следующие правила: тщательно удаляют грязь с масленок и пробок;

следят за тем, чтобы в масло не попала вода или грязь;

заливают масло в картеры редукторов через заливную воронку с предварительно уложенной в нее чистой сеткой;

после слива отработанного масла в картеры редукторов заливают свежее подогретое масло и на холостом ходу прокручивают механизмы в течение

5 — 10 мин, после чего сливают это масло и заливают свежее сразу после остановки крана (особенно зимой), пока трущиеся детали нагреты; в холодное время года масло для ускорения заправки подогревают (не на открытом огне);

при подаче смазки в сборочные единицы шприцем следят за тем, чтобы свежая смазка дошла до поверхности трения и выдавила старую смазку;

жидкую смазку подают с помощью шприца или масленок, заливают в корпус редуктора или подают под давлением насосом; густую смазку подают под давлением шприцем, намазывают на открытые -i id
передачи или вручную набирают в корпуса подшипников лопаточками;

смазку в подшипники подают до тех пор, пока через уплотнения не выйдет вся старая смазка и не покажется свежая (более светлая).

Рабочую жидкость для заполнения гидрооборудования выбирают в зависимости от температуры окружающего воздуха, давления гидросистемы, конструкции подвижных частей гидрооборудования.

В качестве рабочей жидкости для заполнения гидрооборудования кранов применяют масла (табл. 2): всесезонное гидравлическое ВМГЗ, веретенное АУ, гидравлическое МГ-30, индустриальное И-30А. Эксплуатационные свойства рабочей жидкости определяются вязкостью, плотностью и температурой применения. Вязкость характеризует силы внутреннего трения при работе гидросистемы во всем диапазоне рабочих температур. С повышением температуры вязкость понижается и в результате уменьшается сопротивление движению элементов гидрооборудования, но в то же время возрастают внутренние утечки рабочей жидкости. При низких температурах вязкость рабочей жидкости повышается, что ухудшает ее прокачиваемость.
 

 

 

Таблица 2. Рабочие жидкости для гидросистем автомобильных кранов

Рабочая ' жидкость

(

ГОСТ или ТУ

Вязкость при тем­пературе 50 °С, мм2/с (сСт)

Плотность при .тем­пературе 20 °С, кг/мЗ, не более

T емперату рные пределы применения, °С, при работе

Температура, °С

 

застыва­ния (не выше)

мини­

мальная

при

запуске

длитель­

ной

кратковре­

менной

 

Основная

 

 

 

 

 

 

 

 

ВМГЗ

ТУ 38-101.479-74

10-11

865

-35-+45

-40-+65

-60

-45

Заменитель

 

 

 

 

 

 

 

АУ

ГОСТ 1642-75

12-14

890

151-45

-20-+65

-45

-25

Основная

 

 

 

 

 

 

 

МГ-30

ТУ 38-1.01.50-70

30

885

0—1-70

— 5—1-75

-35

-10

Замени­

 

 

 

 

 

 

 

тель И-30А

ГОСТ 20799-75

27-33

0—1-70

5—1-75

-15

-5

 

 

 


Работа гидрооборудования обеспечивается при вязкости рабочей жидкости 10 — 33 мм2/с. Показатель плотности рабочей жидкости характеризует ее смазывающие свойства. При оптимальной плотности в рабочей жидкости образуется прочная масляная пленка, отсутствуют противозадирные и противоизносные
присадки, уменьшается трение между элементами гидрооборудования.

Среди показателей эксплуатационных свойств рабочей жидкости важнейшим является температура окружающего воздуха, при которой ее применяют. Диапазон температуры должен обеспечивать работоспособность гидрооборудования крана в различных климатических зонах. Температура застывания рабочей жидкости — это температура, при которой жидкость теряет подвижность и загустевает настолько, что при наклоне пробирки под углом 45° уровень жидкости в ней остается неизменным в течение 1 мин.

Рабочую жидкость заливают в масляный бак через заливной фильтр с помощью заливной воронки, в которую вкладывают два слоя батиста. Путем последовательного включения отдельных рабочих органов заполняют гидросистему рабочей жидкостью. При заполнении удаляют из гидросистемы воздух, отвинчивая штуцера в наивысших точках заполняемых участков. После заполнения рабочей жидкостью всей гидросистемы бак дозаправляют.

Заменяют рабочую жидкость первый раз через 100 ч с начала эксплуатации крана, затем — через 1500 ч работы. Внеочередную смену рабочей жидкости производят при попадании в нее пыли, грязи, влаги, а также при нагреве рабочей жидкости до температуры выше допустимого предела для данной марки масла, указанного в инструкции по эксплуатации насосов и гидромоторов.

Перед сливом отработанной рабочей жидкости из гидросистемы рекомендуется на несколько минут включить насос, чтобы примеси в жидкости были во взвешенном состоянии. Масло сливают в тару с биркой «Отработанное масло». Для слива масла из бака отвертывают спускной кран, а для слива из трубопроводов — разъединяют линии нагнетания и слива в наиболее низких точках гидросистемы.

Рабочую жидкость, предназначенную для заправки гидросистемы, получают в чистой опломбированной таре и хранят в закрытом отапливаемом помещении или перед заправкой предварительно разогревают трубчатыми подогревателями. Прием рабочей жидкости на склад осу-
ществляется на специальной сливной площадке, оборудование которой должно обеспечивать удобство и быстроту работы, пожарную безопасность, отсутствие потерь. В процессе технического обслуживания масло к крану подают в бидонах, канистрах и банках, а также с помощью механизированных установок.

Краны, монтируемые на шасси автомобилей ГA3-53А, ЗИЛ-130, заправляют бензином марки А-76 (ГОСТ 2084 — 77). Для кранов остальных моделей при заправке используют дизельные топлива (ГОСТ 305-82).

В качестве охлаждающей жидкости для силовых установок кранов применяют чистую и мягкую воду, не содержащую механических примесей и растворимых солей. Не содержит больших примесей и загрязнений и используется для заправки кипяченая вода, а также вода, бывшая в системе охлаждения двигателей. Зимой вместо воды систему охлаждения можно заправлять антифризом, приготавливаемым из незамерзающей технической жидкости этиленгликоля, разбавленной наполовину водой. Антифриз ядовит, поэтому с ним надо обращаться крайне осторожно.

Необходимо вести борьбу с потерями топлива, рабочей жидкости и смазочных материалов. Потери топливосмазочных материалов и рабочей жидкости можно предупредить путем налива заправочных баков закрытой струей, надежной герметизации емкостей, содержания в исправном состоянии средств перекачки, применения специализированного заправочного оборудования исключения холостой работы двигателя, совершенствования управления работой крана.

Выданные топливосмазочные материалы и рабочую жидкость необходимо замерять и учитывать в соответствии с нормами их расхода, установленными в организациях и на предприятиях для каждой модели крана.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..