Работоспособность кранов зависит от правильно подобранных сортов
смазочных материалов, рабочих жидкостей, топлива, строгого соблюдения и
своевременной замены масел и рабочих жидкостей.
Основное назначение смазочного материала — снижение потерь мощности за
счет изменения вида трения соприкасающихся деталей и отвода от них
возникающей в процессе работы теплоты, устранение заедания трущихся
поверхностей, защита поверхности деталей от коррозии, повышение
компрессии и обеспечение определенной амортизации при ударных нагрузках
за счет выдавливания смазки из зазоров между деталями.
Рабочие жидкости предназначены для передачи энергии от насоса к
гидромоторам рабочих механизмов. За счет заполнения объемов
гидрооборудования рабочая жидкость одновременно выполняет функции его
смазки и охлаждения.
В кранах в основном применяют смазочные материалы минерального
происхождения, имеющие по сравнению с другими видами смазок меньшую
стоимость и лучшие смазочные свойства. Основные показатели смазочных
материалов — вязкость, температура застывания, зольность, кислотность,
содержание механических примесей и воды, а также температура вспышки.
Смазочные материалы должны отвечать следующим основным требованиям:
обладать хррошей смазочной способностью, не изменять физикохимических
свойств при нормальной работе машины (не образовывать смол); защищать
детали от коррозии даже при продолжительной остановке крана; не
застывать при низких температурах; не содержать воды и механических
примесей; не менять свойства при продолжительном хранении.
Сорта смазочных материалов и места смазывания крана указываются в
смазочной таблице, содержащейся в инструкции
по эксплуатации машины. При эксплуатации кранов
следует строго выполнять указания, содержащиеся в этих таблицах.
Несвоевременное смазывание приводит к быстрому износу машин и
повышенному расходу энергии. Обильное смазывание так же вредно, как и
недостаточное. Новый кран смазывают обильнее, чем бывший в работе.
Например, масленки, заправляемые раз в сутки, в первые 10—15 дней работы
крана заправляют два раза в смену. При проведении смазывания соблюдают
следующие правила: тщательно удаляют грязь с масленок и пробок;
следят за тем, чтобы в масло не попала вода или грязь;
заливают масло в картеры редукторов через заливную воронку с
предварительно уложенной в нее чистой сеткой;
после слива отработанного масла в картеры редукторов заливают свежее
подогретое масло и на холостом ходу прокручивают механизмы в течение
5 — 10 мин, после чего сливают это масло и заливают свежее сразу после
остановки крана (особенно зимой), пока трущиеся детали нагреты; в
холодное время года масло для ускорения заправки подогревают (не на
открытом огне);
при подаче смазки в сборочные единицы шприцем следят за тем, чтобы
свежая смазка дошла до поверхности трения и выдавила старую смазку;
жидкую смазку подают с помощью шприца или масленок, заливают в корпус
редуктора или подают под давлением насосом; густую смазку подают под
давлением шприцем, намазывают на открытые -i id
передачи или вручную набирают в корпуса подшипников лопаточками;
смазку в подшипники подают до тех пор, пока через уплотнения не выйдет
вся старая смазка и не покажется свежая (более светлая).
Рабочую жидкость для заполнения гидрооборудования выбирают в зависимости
от температуры окружающего воздуха, давления гидросистемы, конструкции
подвижных частей гидрооборудования.
В качестве рабочей жидкости для заполнения гидрооборудования кранов
применяют масла (табл. 2): всесезонное гидравлическое ВМГЗ, веретенное
АУ, гидравлическое МГ-30, индустриальное И-30А. Эксплуатационные
свойства рабочей жидкости определяются вязкостью, плотностью и
температурой применения. Вязкость характеризует силы внутреннего трения
при работе гидросистемы во всем диапазоне рабочих температур. С
повышением температуры вязкость понижается и в результате уменьшается
сопротивление движению элементов гидрооборудования, но в то же время
возрастают внутренние утечки рабочей жидкости. При низких температурах
вязкость рабочей жидкости повышается, что ухудшает ее прокачиваемость.
Таблица 2. Рабочие
жидкости для гидросистем автомобильных кранов
Рабочая
'
жидкость
(
ГОСТ или ТУ
Вязкость при
температуре 50 °С, мм2/с (сСт)
Плотность при
.температуре 20 °С, кг/мЗ, не более
T
емперату
рные пределы применения, °С, при работе
Температура, °С
застывания (не
выше)
мини
мальная
при
запуске
длитель
ной
кратковре
менной
Основная
ВМГЗ
ТУ 38-101.479-74
10-11
865
-35-+45
-40-+65
-60
-45
Заменитель
АУ
ГОСТ 1642-75
12-14
890
—15—1-45
-20-+65
-45
-25
Основная
МГ-30
ТУ 38-1.01.50-70
30
885
0—1-70
— 5—1-75
-35
-10
Замени
тель И-30А
ГОСТ 20799-75
27-33
—
0—1-70
— 5—1-75
-15
-5
Работа гидрооборудования обеспечивается при вязкости рабочей жидкости 10
— 33 мм2/с. Показатель плотности рабочей жидкости характеризует ее
смазывающие свойства. При оптимальной плотности в рабочей жидкости
образуется прочная масляная пленка, отсутствуют противозадирные и
противоизносные
присадки, уменьшается трение между элементами гидрооборудования.
Среди показателей эксплуатационных свойств рабочей жидкости важнейшим
является температура окружающего воздуха, при которой ее применяют.
Диапазон температуры должен обеспечивать работоспособность
гидрооборудования крана в различных климатических зонах. Температура
застывания рабочей жидкости — это температура, при которой жидкость
теряет подвижность и загустевает настолько, что при наклоне пробирки под
углом 45° уровень жидкости в ней остается неизменным в течение 1 мин.
Рабочую жидкость заливают в масляный бак через заливной фильтр с помощью
заливной воронки, в которую вкладывают два слоя батиста. Путем
последовательного включения отдельных рабочих органов заполняют
гидросистему рабочей жидкостью. При заполнении удаляют из гидросистемы
воздух, отвинчивая штуцера в наивысших точках заполняемых участков.
После заполнения рабочей жидкостью всей гидросистемы бак дозаправляют.
Заменяют рабочую жидкость первый раз через 100 ч с начала эксплуатации
крана, затем — через 1500 ч работы. Внеочередную смену рабочей жидкости
производят при попадании в нее пыли, грязи, влаги, а также при нагреве
рабочей жидкости до температуры выше допустимого предела для данной
марки масла, указанного в инструкции по эксплуатации насосов и
гидромоторов.
Перед сливом отработанной рабочей жидкости из гидросистемы рекомендуется
на несколько минут включить насос, чтобы примеси в жидкости были во
взвешенном состоянии. Масло сливают в тару с биркой «Отработанное
масло». Для слива масла из бака отвертывают спускной кран, а для слива
из трубопроводов — разъединяют линии нагнетания и слива в наиболее
низких точках гидросистемы.
Рабочую жидкость, предназначенную для заправки гидросистемы, получают в
чистой опломбированной таре и хранят в закрытом отапливаемом помещении
или перед заправкой предварительно разогревают трубчатыми
подогревателями. Прием рабочей жидкости на склад осу-
ществляется на специальной сливной площадке, оборудование которой должно
обеспечивать удобство и быстроту работы, пожарную безопасность,
отсутствие потерь. В процессе технического обслуживания масло к крану
подают в бидонах, канистрах и банках, а также с помощью механизированных
установок.
Краны, монтируемые на шасси автомобилей ГA3-53А, ЗИЛ-130, заправляют
бензином марки А-76 (ГОСТ 2084 — 77). Для кранов остальных моделей при
заправке используют дизельные топлива (ГОСТ 305-82).
В качестве охлаждающей жидкости для силовых установок кранов применяют
чистую и мягкую воду, не содержащую механических примесей и растворимых
солей. Не содержит больших примесей и загрязнений и используется для
заправки кипяченая вода, а также вода, бывшая в системе охлаждения
двигателей. Зимой вместо воды систему охлаждения можно заправлять
антифризом, приготавливаемым из незамерзающей технической жидкости
этиленгликоля, разбавленной наполовину водой. Антифриз ядовит, поэтому с
ним надо обращаться крайне осторожно.
Необходимо вести борьбу с потерями топлива, рабочей жидкости и смазочных
материалов. Потери топливосмазочных материалов и рабочей жидкости можно
предупредить путем налива заправочных баков закрытой струей, надежной
герметизации емкостей, содержания в исправном состоянии средств
перекачки, применения специализированного заправочного оборудования
исключения холостой работы двигателя, совершенствования управления
работой крана.
Выданные топливосмазочные материалы и рабочую жидкость необходимо
замерять и учитывать в соответствии с нормами их расхода, установленными
в организациях и на предприятиях для каждой модели крана.