Содержание крана в чистом и опрятном состоянии является одним из
обязательных условий его эксплуатации, поэтому любое техническое
обслуживание начинают с очистки и мойки машины. На чисто вымытом кране
легче обнаружить возможные неисправности и качественно выполнить
смазывание и регулирование механизмов. Очищают и моют кран при
температуре не ниже + 5 °С.
При очистке и мойке кранов не допускаются слив отработанного масла,
рабочих жидкостей и других нефтепродуктов, а также моющих составов на
землю и в водные бассейны, сжигание использованных обтирочных материалов
и нефтепродуктов. Отработавшие нефтепродукты собирают в тару для их
регенерации. На территории эксплуатационных баз рядом с зоной
технического обслуживания кранов предусматриваются специальные моечные
площадки кранов в комплексе с моечными установками, системой оборотного
водоснабжения и очистки грязеотстойников. Площадка должна иметь
продольный уклон к середине и по бокам стенку высотой 0,35 м для
предотвращения утечки воды. Использованная вода после очистки и мойки
машин стекает по лотку и чугунным трубам в грязеотстойник, где тяжелые
примеси оседают на дно, откуда поступают в уловитель нефтепродуктов. Из
уловителя нефтепродукты отводятся в маслосборный колодец, а очищенная
вода — в резервуар. Осадок из грязеотстойника удаляют насосом или
грейфером. ^
Доставленный на моечную площадку кран осматривают. Имеющиеся на
поверхности крана почвенные и растительные остатки удаляют скребками.
Начинают мыть кран сверху. Чтобы хорошо очистить нижнюю и верхнюю
поверхности ходового устройства, применяют соответственно
сосредоточенную и распыленную струю воды. Канаты и части крана с
относительно гладкими поверхностями моют капроновыми щетками,
закрепленными на полой рукоятке, к которым под напором по гибкому шлангу
подается вода. Поверхности, очищенные с применением специальной моющей
жидкости, ополаскивают водой. В зимнее время для мойки используют
горячую воду. Узлы и детали очищают и моют в моечных камерах с
герметически закрываемыми дверями. На поверхность деталей моющую
жидкость подают под давлением из сопл душевого устройства.
Стальные и чугунные детали промывают раствором, в состав которого входят
(г/л воды): едкий натр технический (каустиковая сода) — 5;
кальцинированная сода—12; тринатрийфосфат — 2,5; зеленое мыло — 0,5.
Температура раствора должна быть 70 — 80 °С. Детали из алюминиевых и
цинковых сплавов промывают в керосине, нельзя промывать их в щелочных
растворах, так как алюминий и цинк в щелочах растворяются.
Детали со шлифованными поверхностями при промывке укладывают так, чтобы
не повредить их поверхности. Промытые и высушенные поверхности покрывают
защитной смазкой. Подшипники качения промывают в бензине или дизельном
топливе, обдувают сжатым воздухом и высушивают. Сборочные единицы и
детали, имеющие электрическую изоляцию, протирают чистой тряпкой, слегка
смоченной бензином, после чего немедленно вытирают деталь насухо. После
очистки такие детали просушивают в сушильных шкафах при температуре
80—100 °С в течение 30 — 60 мин.
Закрытые каналы гидросистемы и силовой установки, топливные и масляные
баки, полости картеров и коробок передач крана очищают циркуляционной
промывкой постоянно обновляющимся моющим составом из взрывобезопасной
жидкости или смеси дизельного топлива и дизельного масла в соотношении
4:1. При промывке смазочной системы периодически (через каждые 5 мин)
прокручивают коленчатый вал двигателя стартером, пусковым двигателем или
вручную. Время промывки 15 — 20 мин.
Систему охлаждения двигателей промывают методом жидкостно-воздушной
очистки. При промывке радиатора на нижний патрубок подаются вода и
сжатый воздух. Водно-воздушная смесь проходит через трубку радиатора и
по
спускному шлангу, надетому на патрубок верхнего бачка радиатора,
выливается на бетонированную площадку моечного пункта, а затем в
колодец-отстойник.