ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ

  Главная       Учебники - Автокраны       Автомобильные краны (Зайцев Л.В.) - 1987 год

 поиск по сайту   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

ГЛАВА XIII

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ

§ 50. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КРАНОВ


Техническое обслуживание представляет собой комплекс диагностических и профилактико-восстановительных работ, для поддержания исправности и работоспособности крана во время его эксплуатации, хранения и транспортирования (ГОСТ 18322-78).

Ремонт — это комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности крана.

Комплекс мероприятий по организации и плановому порядку проведения ра-бот по техническому обслуживанию и ремонту кранов в течение всего срока службы называется системой плановопредупредительного технического обслуживания и ремонта.

Цель планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта кранов — обеспечение постоянной исправности и готовности машин к работе с высокой производительностью в течение всего срока службы; устранение причин, вызывающих преждевременные^ износ и поломки деталей и сборочных единиц крана; удлинение межремонтных сроков и предупреждение аварийных ремонтов; обеспечение безопасности работы, а также минимальных расходов топлива, электроэнергии и эксплуатационных материалов. Система позволяет исключить неожиданные остановки в работе из-за неисправности машины, согласовывать время ремонта с планом производства работ, а также ?яранее определять потребность в рабочей силе, оборудовании, материалах и запасных частях для выполнения очередного технического обслуживания или ремонта.

Организация системы технического обслуживания и ремонта кранов производится в соответствии с нормами СНиП 3.01.01—82 и Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.

Все работы, входящие в состав технических обслуживаний, разделены на моечно-очистные, крепежные, контрольнорегулировочные, заправочно-смазочные. В зависимости от периодичности и объема работ в процессе использования кранов проводят следующие виды технического обслуживания: ежесменное (ЕО), плановое (ТО), сезонное (СО).
ЕО выполняют перед началом, в течение или после рабочей смены. Цель его — поддержание работоспособности крана в течение каждой рабочей смены. В состав ЕО входят контроль технического состояния машины, заправка топливосмазочными материалами, рабочей и охлаждающей жидкостью.

ТО назначается для снижения интенсивности изнашивания сборочных единиц крана путем своевременной их очистки от пыли и грязи, смазывания и регулирования. ТО подразделяется на ТО-1 и ТО-2 и т. д., которые выполняют через определенные, установленные заводами-изгото-вителями величины наработки. СО выполняют два раза в год при подготовке крана к использованию в периоды летнего и зимнего сезонов. ,

Организации — владельцы кранов планируют ТО путем составления годового и месячного планов-графиков проведения этих мероприятий по каждому крану в зависимости от его фактической наработки, периодичности, трудоемкости и продолжительности одного ТО (табл. 1).

План-график включает в себя все виды ТО (ГОСТ 25646 — 83) и увязывается со сроками проведения работ по полному и частичному техническому освидетельствованию, предусмотренному правилами Г осгортехнадзора. В нем указываются марка и номер крана, вид ТО и время его проведения. Графики утверждает руководитель организации — владельца крана, а отвечает за то, чтобы все операции ТО были выполнены в полном объеме и в установленные графиком сроки, главный инженер организации.

 

 

Таблица 1. Показатели периодичности, трудоемкости и продолжительности технических обслуживаний автомобильных кранов (по данным Рекомендаций по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин. Стройиздат, 1978)

Вид ТО

Периодичность выполнения ТО, ч

Число ТО в одном ремонтном цикле

Трудоемкость выполнения одного ТО, чел-ч

Продолжительность одного ТО, раб. дн.

Грузоподъемность кранов, т

4

6,3

10

16

4 и 6,3

10 и 16

ТО-1

50

80

5

6

7

8

0,2

0,3

ТО-2

\ 250

15

20

24

28

32

1

1

СО

Два раза в год

10

12

14

16

0,5

0,5

 

 



ЕО перед выездом крана с эксплуатационной базы и перед началом работы на объекте выполняет машинист; по окончании рабочей смены, а также плановое ТО выполняет персонал специализированного участка планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин. Каждый вид ТО характеризуется определенным обязательным составом работ. Обязательный состав работ может быть дополнен другими операциями, необходимость выполнения которых возникла в процессе ТО или выявлена во время эксплуатации крана.

ЕО перед выездом с базы. Проверяют: крепление выносных опор; системы питания, смазочную и охлаждения; работу двигателя на всех режимах; исправность грузозахватных устройств; наличие, укладку, крепление индивидуального комплекта ЗИП; надежность крепления всех механизмов; состояние и крепление грузового каната, гидроцилиндров подъема (опускания) стрелы и выдвижения секций стрелы; уровень масла в баке; надежность закрепления и плотность прилегания люка к двери кабины машиниста, надежность закрывания сливных и заливных пробок всех механизмов крана; отсутствие течи масла и посторонних предметов на крановой установке и шасси.

ЕО перед началом работы на объекте. Проверяют работу: рукоятки управления топливоподачей и останова двигателя; рукояток управления рабочими операциями; звукового сигнала; указателя грузоподъемности; надежность включения механизмов крана, срабатывания тормозов грузовой лебедки и механизма поворота; осматривают грузозахватные устройства; проверяют герметичность трубопроводов и надежность затяжки их соединений, обращая особое внимание на подсоединение шлангов всасывающей и дренажных труб.

ЕО по окончании смены. Очищают и моют кран, осматривают его и устраняют обнаруженные неисправности; полностью дозаправляют систему двигателя топливом, смазкой и охлаждающей жидкостью; очищают аккумуляторные батареи от грязи и электролита, проверяют их крепление; проверяют: канат механизма подъема груза и его заделку; гидроцилиндры подъема стрелы и их крепление; исправность элементов стрелы, бло-
ков крюка и обоймы; наличие смазки во всех механизмах; отсутствие механических повреждений аппаратуры, проводки гидрооборудования, утечек через соединения гидросистемы и центральный коллектор; состояние тяг и рычагов тормозов и корпусов механизмов, шарнирных соединений механизма блокировки подвески, приводов управления рабочими операциями и двигателями.

ТО-1. Операции ЕО и, кроме того, проверяют:

состояние металлоконструкции нижней рамы с выносными опорами, поворотной платформы, стрелы, стойки поддержки стрелы, блоков, крюковой обоймы;

выдвижение и втягивание секций телескопической стрелы; надежность крепления опорно-поворотного круга к нижней раме и поворотной платформе;

состояние зубчатого венца опорно-поворотного круга и приводной шестерни механизма поворота; крепление механизмов и кабины на поворотной платформе и механизмов на нижней раме к шасси;

состояние и износ тормозных накладок, колодок, ленты и регулировку тормозов;

надежность крепления фланцев карданных валов; крышек подшипников, крестовин карданных валов, кабелей, электрооборудования, гидрокоммуникаций, осветительных приборов, конечных выключателей, аккумуляторных батарей;

уровень и плотность электролита батареи, степень разряженности;

состояние крепления ограничителя грузоподъемности, его работу и регулировку;

работу осветительных приборов и сигнализации ;

точность показаний креномера и указателя грузоподъемности;

состояние гидрокоммуникаций (разбирают масляный фильтр, промывают его элементы, настраивают предохранительные клапаны, заменяют вышедшие из строя уплотнения и грязесъемники гидроцилиндров), фар и задних фонарей, привода насосов механизма поворота, грузовой лебедки, работу механизма блокировки подвески; ходовое устройство.

Очищают и моют кран. Сливают отстой из топливного бака фильтров грубой и тонкой очистки топлива. Смазывают консистентной смазкой подшипники, опорно-поворотное устройство, шарниры управления гидрораспределителем, шаровые пальцы шарнирных тяг, шарнирные соединения рабочего оборудования. Проверяют уровень масла и при необходимости доливают его в картеры. Заправляют кран топливо-смазочными материалами. Очищают аккумуляторную батарею, вентиляционные отверстия, воздухозаборник.

ТО-2. Работу ЕО и ТО-1. Проверяют состояние и регулирование элементов силовой установки, генератора, токосъемника, осматривают пульт управления краном.

Заменяют масло в картерах. Очищают и моют двигатель. Сливают скопившееся масло в картере муфты сцепления, удаляют нагар из щелей искрогасителя.

Заменяют рабочую жидкость в гидросистеме, промывают ее гидрораспределители и фильтры. Регулируют элементы и систему силовой установки и гидрооборудования.

Разбирают генератор и стартер, очищают и смазывают их детали, проверяют износ пальцев и отверстий.

Регулируют и проверяют правильность работы приборов безопасности и контрольно-измерительных приборов. Проверяют установку фар и габаритных огней, состояние стабилизаторов.

СО. Промывают систему охлаждения двигателя, заменяют рабочие жидкости в соответствии с условиями эксплуатации предстоящего сезона. Заменяют масла на сорта, соответствующие предстоящему сезону эксплуатации крана. Доводят плотность электролита в аккумуляторной батарее до нормы, рассчитанной на предстоящий сезон эксплуатации крана. Включают или выключают подогреватель двигателя и устройство для обогрева кабин шасси и на поворотной платформе.

Нельзя сокращать виды или необоснованно изменять периодичность технического обслуживания. Важным мероприятием по повышению технического уровня и эффективности системы технического обслуживания является соблюдение технологии выполнения работ, входящих
в состав каждого ее вида, механизация процессов технического обслуживания кранов.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..