ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ
§ 50. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
КРАНОВ
Техническое обслуживание представляет собой комплекс диагностических и
профилактико-восстановительных работ, для поддержания исправности и
работоспособности крана во время его эксплуатации, хранения и
транспортирования (ГОСТ 18322-78).
Ремонт — это комплекс работ для поддержания и восстановления исправности
или работоспособности крана.
Комплекс мероприятий по организации и плановому порядку проведения
ра-бот по техническому обслуживанию и ремонту кранов в течение всего
срока службы называется системой плановопредупредительного технического
обслуживания и ремонта.
Цель планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта
кранов — обеспечение постоянной исправности и готовности машин к работе
с высокой производительностью в течение всего срока службы; устранение
причин, вызывающих преждевременные^ износ и поломки деталей и сборочных
единиц крана; удлинение межремонтных сроков и предупреждение аварийных
ремонтов; обеспечение безопасности работы, а также минимальных расходов
топлива, электроэнергии и эксплуатационных материалов. Система позволяет
исключить неожиданные остановки в работе из-за неисправности машины,
согласовывать время ремонта с планом производства работ, а также ?яранее
определять потребность в рабочей силе, оборудовании, материалах и
запасных частях для выполнения очередного технического обслуживания или
ремонта.
Организация системы технического обслуживания и ремонта кранов
производится в соответствии с нормами СНиП 3.01.01—82 и Рекомендациями
по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.
Все работы, входящие в состав технических обслуживаний, разделены на
моечно-очистные, крепежные, контрольнорегулировочные,
заправочно-смазочные. В зависимости от периодичности и объема работ в
процессе использования кранов проводят следующие виды технического
обслуживания: ежесменное (ЕО), плановое (ТО), сезонное (СО).
ЕО выполняют перед началом, в течение или после рабочей смены. Цель его
— поддержание работоспособности крана в течение каждой рабочей смены. В
состав ЕО входят контроль технического состояния машины, заправка
топливосмазочными материалами, рабочей и охлаждающей жидкостью.
ТО назначается для снижения интенсивности изнашивания сборочных единиц
крана путем своевременной их очистки от пыли и грязи, смазывания и
регулирования. ТО подразделяется на ТО-1 и ТО-2 и т. д., которые
выполняют через определенные, установленные заводами-изгото-вителями
величины наработки. СО выполняют два раза в год при подготовке крана к
использованию в периоды летнего и зимнего сезонов. ,
Организации — владельцы кранов планируют ТО путем составления годового и
месячного планов-графиков проведения этих мероприятий по каждому крану в
зависимости от его фактической наработки, периодичности, трудоемкости и
продолжительности одного ТО (табл. 1).
План-график включает в себя все виды ТО (ГОСТ 25646 — 83) и увязывается
со сроками проведения работ по полному и частичному техническому
освидетельствованию, предусмотренному правилами Г осгортехнадзора. В нем
указываются марка и номер крана, вид ТО и время его проведения. Графики
утверждает руководитель организации — владельца крана, а отвечает за то,
чтобы все операции ТО были выполнены в полном объеме и в установленные
графиком сроки, главный инженер организации.
Таблица 1.
Показатели периодичности, трудоемкости и продолжительности технических
обслуживаний автомобильных кранов (по данным Рекомендаций по
организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.
Стройиздат, 1978)
Вид ТО
Периодичность
выполнения ТО, ч
Число ТО в одном
ремонтном цикле
Трудоемкость
выполнения одного ТО, чел-ч
Продолжительность
одного ТО, раб. дн.
Грузоподъемность
кранов, т
4
6,3
10
16
4 и 6,3
10 и 16
ТО-1
50
80
5
6
7
8
0,2
0,3
ТО-2
\ 250
15
20
24
28
32
1
1
СО
Два раза в год
—
10
12
14
16
0,5
0,5
ЕО перед выездом крана с эксплуатационной базы и перед началом работы на
объекте выполняет машинист; по окончании рабочей смены, а также плановое
ТО выполняет персонал специализированного участка
планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин.
Каждый вид ТО характеризуется определенным обязательным составом работ.
Обязательный состав работ может быть дополнен другими операциями,
необходимость выполнения которых возникла в процессе ТО или выявлена во
время эксплуатации крана.
ЕО перед выездом с базы. Проверяют: крепление выносных опор; системы
питания, смазочную и охлаждения; работу двигателя на всех режимах;
исправность грузозахватных устройств; наличие, укладку, крепление
индивидуального комплекта ЗИП; надежность крепления всех механизмов;
состояние и крепление грузового каната, гидроцилиндров подъема
(опускания) стрелы и выдвижения секций стрелы; уровень масла в баке;
надежность закрепления и плотность прилегания люка к двери кабины
машиниста, надежность закрывания сливных и заливных пробок всех
механизмов крана; отсутствие течи масла и посторонних предметов на
крановой установке и шасси.
ЕО перед началом работы на объекте. Проверяют работу: рукоятки
управления топливоподачей и останова двигателя; рукояток управления
рабочими операциями; звукового сигнала; указателя грузоподъемности;
надежность включения механизмов крана, срабатывания тормозов грузовой
лебедки и механизма поворота; осматривают грузозахватные устройства;
проверяют герметичность трубопроводов и надежность затяжки их
соединений, обращая особое внимание на подсоединение шлангов всасывающей
и дренажных труб.
ЕО по окончании смены. Очищают и моют кран, осматривают его и устраняют
обнаруженные неисправности; полностью дозаправляют систему двигателя
топливом, смазкой и охлаждающей жидкостью; очищают аккумуляторные
батареи от грязи и электролита, проверяют их крепление; проверяют: канат
механизма подъема груза и его заделку; гидроцилиндры подъема стрелы и их
крепление; исправность элементов стрелы, бло-
ков крюка и обоймы; наличие смазки во всех механизмах; отсутствие
механических повреждений аппаратуры, проводки гидрооборудования, утечек
через соединения гидросистемы и центральный коллектор; состояние тяг и
рычагов тормозов и корпусов механизмов, шарнирных соединений механизма
блокировки подвески, приводов управления рабочими операциями и
двигателями.
ТО-1. Операции ЕО и, кроме того, проверяют:
состояние металлоконструкции нижней рамы с выносными опорами, поворотной
платформы, стрелы, стойки поддержки стрелы, блоков, крюковой обоймы;
выдвижение и втягивание секций телескопической стрелы; надежность
крепления опорно-поворотного круга к нижней раме и поворотной платформе;
состояние зубчатого венца опорно-поворотного круга и приводной шестерни
механизма поворота; крепление механизмов и кабины на поворотной
платформе и механизмов на нижней раме к шасси;
состояние и износ тормозных накладок, колодок, ленты и регулировку
тормозов;
уровень и плотность электролита батареи, степень разряженности;
состояние крепления ограничителя грузоподъемности, его работу и
регулировку;
работу осветительных приборов и сигнализации ;
точность показаний креномера и указателя грузоподъемности;
состояние гидрокоммуникаций (разбирают масляный фильтр, промывают его
элементы, настраивают предохранительные клапаны, заменяют вышедшие из
строя уплотнения и грязесъемники гидроцилиндров), фар и задних фонарей,
привода насосов механизма поворота, грузовой лебедки, работу механизма
блокировки подвески; ходовое устройство.
Очищают и моют кран. Сливают отстой из топливного бака фильтров грубой и
тонкой очистки топлива. Смазывают консистентной смазкой подшипники,
опорно-поворотное устройство, шарниры управления гидрораспределителем,
шаровые пальцы шарнирных тяг, шарнирные соединения рабочего
оборудования. Проверяют уровень масла и при необходимости доливают его в
картеры. Заправляют кран топливо-смазочными материалами. Очищают
аккумуляторную батарею, вентиляционные отверстия, воздухозаборник.
ТО-2. Работу ЕО и ТО-1. Проверяют состояние и регулирование элементов
силовой установки, генератора, токосъемника, осматривают пульт
управления краном.
Заменяют масло в картерах. Очищают и моют двигатель. Сливают скопившееся
масло в картере муфты сцепления, удаляют нагар из щелей искрогасителя.
Заменяют рабочую жидкость в гидросистеме, промывают ее
гидрораспределители и фильтры. Регулируют элементы и систему силовой
установки и гидрооборудования.
Разбирают генератор и стартер, очищают и смазывают их детали, проверяют
износ пальцев и отверстий.
Регулируют и проверяют правильность работы приборов безопасности и
контрольно-измерительных приборов. Проверяют установку фар и габаритных
огней, состояние стабилизаторов.
СО. Промывают систему охлаждения двигателя, заменяют рабочие жидкости в
соответствии с условиями эксплуатации предстоящего сезона. Заменяют
масла на сорта, соответствующие предстоящему сезону эксплуатации крана.
Доводят плотность электролита в аккумуляторной батарее до нормы,
рассчитанной на предстоящий сезон эксплуатации крана. Включают или
выключают подогреватель двигателя и устройство для обогрева кабин шасси
и на поворотной платформе.
Нельзя сокращать виды или необоснованно изменять периодичность
технического обслуживания. Важным мероприятием по повышению технического
уровня и эффективности системы технического обслуживания является
соблюдение технологии выполнения работ, входящих
в состав каждого ее вида, механизация процессов технического
обслуживания кранов.