Ограничители автоматически выключают механизм (или группу механизмов)
крана, если наступают условия, при которых нарушается его безопасная
эксплуатация: например, если стрела поднята в такое положение, при
котором она может опрокинуться назад и упасть на поворотную часть крана,
или на данном вылете стрелы поднимают груз, превышающий допускаемую
грузоподъемность.
Ограничители подключены к цепям управления крана. Конструкция
ограничителей позволяет возобновить работу отключенных механизмов для
возвращения рабочего оборудования в безопасное положение. Так, если
сработал ограничитель подъема стрелы, то стреловая лебедка сможет только
опустить ее. Если поднят груз больше допустимого, грузовая лебедка может
только опустить его, а стреловая — только поднять стрелу, уменьшив тем
самым опрокидывающий момент, действующий на кран от этого груза.
Ограничители настраивают на работу с определенным видом рабочего
оборудования. Поэтому следует помнить, что при смене рабочего
оборудования их настраивают на работу с новым видом оборудования.
На автомобильных кранах устанавливают ограничители высоты подъема и
глубины опускания крюка, вылета, сматывания каната, зоны работы,
натяжения грузового каната в транспортном положении и грузоподъемности.
Ограничитель высоты подъема крюка,
автоматически отключающий грузовую (вспомогательную) лебедку при подходе
груза к головке стрелы, устанавливают или на головке стрелы, или чаще на
барабане лебедки.
Ограничитель высоты подъема крюка, устанавливаемый на головке 4 (рис.
92, а) стрелы. Конечный выключатель включен в цепь управления краном
так, что в рабочем положении его контакты замкнуты. При подъеме крюка в
крайнее верхнее положение толкатель 12, укрепленный на крюковой
подвеске, поворачивает ограничительную скобу 1 и она рычагом 2 нажимает
на шток выключателя, контакты выключателя разрываются и лебедка
останавливается.
Вместо ограничительной скобы устанавливается грузик, подвешенный на
тросике определенной длины и свободно охватывающий неподвижную ветвь
грузового каната. Грузик через тросик и рычаг включает конечный
выключатель. При подъеме крюка в крайнее положение грузик поднимается,
освобождая рычаг, контакты выключателя разрываются и лебедка
останавливается.
Ограничитель высоты подъема крюка, устанавливаемый на барабанах грузовых
лебедок. Принцип действия ограничителя
основан на отсчете числа оборотов барабана при навивке на него каната.
На основании 8 (рис. 92,6) ограничителя размещены винт 9 с закрепленной
на нем звездочкой 7 и конечный выключатель 3. Звездочка входит в
зацепление с пальцами 5, установленными на реборде барабана 6. При
подъеме груза барабан, вращаясь, пальцами поворачивает звездочку,
звездочка поворачивает винт 9 и гайка 10 перемещается по направлению к
конечному выключателю. В тот момент, когда крюковая подвеска оказывается
в крайнем верхнем положении, гайка нажимает на шток конечного
выключателя, контакты выключателя разрываются и лебедка останавливается.