|
|
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Под механизацией понимают выполнение производственных процессов в строительстве при помощи различных машин и механизмов, способствующих повышению производительности труда, сокращению сроков строительства, повышению качества работ, уменьшению численности и улучшению условий груда занятых на строительстве рабочих.
Чтобы оценить уровень механизации труда, пользуются понятием коэффициента механизации труда, представляющим собой отношение числа рабочих, занятых на механизированных работах, к общему числу рабочих, занятых на строительно-монтажных работах.
На строительстве ЛЭП на напряжение 0,4-6-10 кВ используются как машины и механизмы общего назначения (автомобили, краны, тракторы), так и машины, предназначенные для сооружения ЛЭП (опоровозы, раскаточные тележки, бурильно-крановые машины и т.п.).
Автомобили предназначены для перевозки различных грузов или пассажиров. Для строительства объектов электроснабжения трубопроводов применяют самые разнообразные типы и модели автомобилей, приспособленные как для перевозки различных грузов (жидких, сыпучих, длинномерных, упакованных и др.), так и для различных условий работы (Крайний Север, пустыни, болота и т.п.), выпускаемые различными заводами нашей страны.
Автомобили УАЗ выпускаются в обычном исполнении с колесной формулой 4х2 (модель УАЗ-451) и повышенной проходимости с колесной формулой 4х4 (модель УАЗ-452).
Указанные автомобили имеют ряд модификаций различного назначения:
УАЗ-451М - грузовой автомобиль с цельнометаллическим кузовом типа "фургон";
УАЗ-451ДМ - грузовой автомобиль с бортовой деревянной платформой;
УАЗ-452 - базовый автомобиль повышенной проходимости с металлическим кузовом без окон типа "фургон", предназначенный для перевозки грузов;
УАЗ-452А - санитарный вариант автомобиля;
УАЗ-452В - пассажирский автобус на десять мест;
УАЗ-452Д - грузовой автомобиль с бортовой деревянной платформой.
Автомобили ЗИЛ выпускаются в обычном исполнении, повышенной проходимости и в специальном исполнении, позволяющем монтировать на них различные установки и самосвалы:
ЗИЛ-130-базовый грузовой автомобиль с колесной формулой 4х2 и с бортовой грузовой платформой;
ЗИЛ-130В1 - седельный тягач;
ЗИЛ-130Г - бортовой автомобиль с удлиненной грузовой платформой;
ЗИЛ-130К - автомобильное шасси для монтажа самосвалов;
ЗИЛ-130АН - автомобильное шасси для монтажа различных установок;
ЗИЛ-131 - базовый грузовой автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 и с бортовой грузовой платформой;
ЗИЛ-131А - та же модель, но с уменьшенным комплектом дополнительного оборудования, в частности, без грузовой лебедки;
ЗИЛ-131В - седельный тягач.
До 1983 г. автомобильной промышленностью выпускались автомобили повышенной проходимости типа ЗИЛ-157, которые до сих пор широко используются на трассах трубопроводов.
Основные модификации этой модели ЗИЛ-157КД - бортовой тягач, ЗИЛ-157КДЕ - шасси для монтажа специальных установок, ЗИЛ-157КДВ - седельный тягач.
Автомобили ГАЗ выпускаются следующих модификаций:
ГАЗ-52-04 и ГАЗ-53А - грузовые автомобили с колесными формулами 4х2, с бортовыми платформами, грузоподъемностью соответственно 2,5 и 4 т;
ГАЗ-66-01 - бортовой грузовой автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 4х4;
ГАЗ-66-02 - то же, но с грузовой лебедкой.
Автомобили "Урал", выпускаемые с колесными формулами 6х6 (модель "Урал-375") и 6х4 (модель "Урал-377"), имеют следующие модификации различного назначения:
"Урал-375Д" - базовый автомобиль этой модели, бортовой тягач;
"Урал-375А" - бортовой автомобиль с удлиненной грузовой платформой;
"Урал-375ДЮ" - бортовой грузовик, предназначенный для использования в районах с тропическим климатом;
"Урал-375К"- бортовой грузовик, предназначенный для работы в условиях Арктики и Крайнего Севера при морозах до -60° С;
"Урал-375Н" - бортовой грузовой тягач с широкопрофильными шинами;
"Урал-375СН" - седельный тягач с широкопрофильными шинами;
"Урал-377" - базовый автомобиль, имеющий бортовой грузовой тягач;
"Урал-377Н" - бортовой грузовик с широкопрофильными шинами;
"Урал-377С" - седельный тягач;
"Урал-377СН" - седельный тягач с широкопрофильными шинами.
Автомобили КрАЗы выпускаются полноприводными повышенной проходимости с колесными формулами 6х6 (модель КрАЗ-255) и 6х4 (модели КрАЗ-256 и КрАЗ-257):
КрАЗ-255Б - базовый автомобиль с грузовой бортовой платформой;
КрАЗ-255В - седельный тягач;
КрАЗ-255Л - автомобиль-лесовоз.
Автомобили МА3ы широко используются в трубопроводном строительстве. Наиболее распространены следующие модели автомобилей:
МАЗ-500 - базовый, бортовой грузовик;
МАЗ-503А - автомосамосвал;
МАЗ-504А - седельный тягач;
МАЗ-509-седельный тягач повышенной проходимости с колесной формулой 4х4;
МАЗ-512М - автомобиль для условий Крайнего Севера;
МАЗ-513- автомобиль для условий южных пустынь и полупустынь.
Автомобили КамА3ы, выпускаемые с колесной формулой 6х4, имеют следующие модификации:
КамАЗ-5320 - бортовой автомобиль с металлической грузовой платформой;
КамАЗ-53212 - бортовой автомобиль с удлиненной базой и грузовой платформой;
КамАЗ-5410 и КамАЗ-54112 - седельные тягачи;
КамАЗ-5511 - автосамосвал.
Технические характеристики автомобилей, применяемых при строительстве объектов энергоснабжения трубопроводов приведены в табл. 23, 24, 25, 26.
Таблица 23
Техническая характеристика бортовых автомобилей общего назначения
Таблица 24
Техническая характеристика автомобилей повышенной проходимости
Примечание. Рабочая длина троса лебедок у автомобилей всех марок равна 65.
Таблица 25
Техническая характеристика седельных тягачей
Примечание. Тормозной путь для всех тягачей принят при скорости 40 км/ч, а для тягачей ЗИЛ-130В1 и ЗИЛ-131В - при скорости 50 км/ч.
Таблица 26
Техническая характеристика автосамосвалов
Для перевозки длинномерных, а также легких, но объемных грузов и с целью полного использования мощности автомобилей используют прицепы к автомобилям или полуприцепы к седельным тягачам. Их техническая характеристика приведена в табл. 27.
Таблица 27
Техническая характеристика прицепов и полуприцепов общего назначения
При полном бездорожье, в условиях болот Севера Европейской части СССР, в Западной Сибири, в барханных песках Средней Азии, где не могут быть обеспечены перевозки автомобилями повышенной проходимости, применяют вездеходные транспортные средства на гусеничном ходу или специальные вездеходы на колесном ходу, такие как болотоход "Тюмень", болотоснегоход "Урал-20", тягачи АТС, ГАЗ-71 и ГТТ.
На базе различных автомобилей созданы и эксплуатируются специальные машины-водовозы, бензовозы, битумовозы, бурильные машины, вахтовые машины для перевозки людей, опоровозы, телевышки, гидроподъемники, грузоподъемные краны и др.
Машины для перевозки жидкостей (водовозы, бензовозы, битумовозы) устанавливают на шасси автомобилей ГАЗ-52-04, ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-157, МАЗ-500, "Урал-375", КрАЗ-257. Эти машины оборудуют цистернами для налива жидкостей и устройствами для их слива.
На бензовозах устанавливают специальные устройства для выдачи топлива. Они же выдают горючее при помощи насосов через счетное фиксирующее устройство, т.е. работают как раздаточная колонна. В таких емкостях имеются устройства и для слива горючего в стационарные хранилища.
Битумовозы оборудуют специальными устройствами как для слива битума, так и для распыления битума при защите, например, песков от выдувания из-под опор.
На базе автомобилей ГАЗ-66 и "Урал-357" выпускают автомобили для перевозки людей - бригадные вахтовые машины, которые представляют собой специальный кузов, оборудованный окнами и дверями и смонтированный на автомобильном шасси. Кузов снабжен удобными сиденьями для людей, обогревом, освещением. Кроме того, в нем имеются средства связи с водителем. Для перевозки бригад в северных условиях кузовы имеют утепленное исполнение с двойным или тройным остеклением. В этих машинах устроены места для хранения и перевозки части бригадного инструмента.
При строительстве объектов энергоснабжения трубопроводов применяют колесные и гусеничные трактора.
Колесные трактора К-700, К-701 и Т-150 служат для перевозки опор и других строительных материалов с использованием специальных прицепов и полуприцепов, а также для перебазировки техники с производственных баз строительно-монтажных организаций на трассу строительства. Трактора типа МТЗ, Т-140 и Т-28 служат для транспортировки по трассе опор и их деталей, а также для перевозки мелких грузов как на трассе, так и на базах СМУ.
Гусеничные трактора используют для раскатывания проводов и их натяжения, для установки металлических переходных опор, а также в качестве тягачей для перевозки опор и различных грузов по трассе в распутицу и во время бездорожья.
Техническая характеристика колесных и гусеничных тракторов приведена в табл. 28.
Таблица 28
Техническая характеристика тракторов
Грузоподъемные краны применяют на строительно-монтажных работах при установке опор и монтаже фундаментов, а также на погрузочно-разгрузочных работах в условиях трассы, приобъектных складов и производственных баз СМУ.
Грузоподъемные краны характеризуются следующими основными параметрами:
грузоподъемность - масса наибольшего груза, поднимаемого краном при сохранении необходимого запаса прочности и устойчивости;
длина стрелы - расстояние между осями головных блоков и пяты стрелы;
высота подъема крюка - наибольшее расстояние до крюка в его верхнем положении от поверхности стоянки крана при данном вылете;
вылет крюка - расстояние по горизонтали, определяемое между вертикальными осями, проходящими через ось вращения стрелы и через ось крюка крана.
На трассах строительства трубопроводов используют как правило, краны на автомобильном ходу: КС-2561 грузоподъемностью 6,3 т на шасси автомобиля ЗИЛ-130; КС-3561 грузоподъемностью 10 т на шасси автомобиля МАЗ-500; КС-4561 и К-162 грузоподъемностью 16 т на шасси автомобиля КрАЗ-257 (табл. 29).
Таблица 29
Техническая характеристика автомобильных кранов
--------------- * Грузоподъемность приведена для различной длины стрелы кранов: 12 м с "гуськом" 1,5 м - для крана КС-2561-8; 18 м с "гуськом" 3 м - для кранов КС-3561-10 и КС-3561-18; 18 и 22 м соответственно для кранов К-162-10 и К-162-14.
Автомобильные краны КС-2561 и КС-3561 имеют привод всех механизмов крановых установок от двигателя автомобиля, с которым они связаны через коробку передач автомобиля, коробку отбора мощности, редуктора и раздаточную коробку.
Автомобильный кран К-162 - электроприводной. Электропривод крана работает на переменном трехфазном напряжении 380 В. Кран может получать питание как от собственного генератора, так и от внешней электросети. Генератор крана получает вращение от двигателя автомобиля.
Все механизмы крапа КС-3562 имеют индивидуальные гидравлические двигатели, получающие питание от одного гидравлического насоса, который приводится в действие от дизеля автомобиля через коробку отбора мощности.
Краны-трубоукладчики используют в качестве грузоподъемных механизмов для сборки и установки опор, для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и в качестве тягача для перемещения грузов по трассе.
Трубоукладчик представляет собой самоходное шасси, оснащенное боковой стрелой. В качестве самоходного шасси используют различные гусеничные тракторы с некоторыми изменениями в ходовой части, необходимыми для обеспечения лучшей устойчивости трубоукладчика при работе и повышении тягового усилия. Характеристика кранов-трубоукладчиков приведена в табл. 30.
Таблица 30
Техническая характеристика кранов-трубоукладчиков
Поскольку на строительстве энергетических объектов трубопроводов трубоукладчик не используется полностью по своей грузоподъемности, то для облегчения передвижения он эксплуатируется без контргрузов. Для установки повышенных опор и набрасывания проводов на опоры ЛЭП длину стрелы трубоукладчиков увеличивают до 12 м путем приваривания вставки.
Бурильные и бурильно-крановые машины предназначены для бурения котлованов под установку и для установки опор. Эти машины могут быть смонтированы как на автомобильных шасси, так и на гусеничных и колесных тракторах. Бурильные машины типа МРК не имеют грузоподъемных лебедок и используются для бурения котлованов под установку опор в грунтах I-IV категорий. Их монтируют на шасси автомобилей ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157, а также на тракторах ТТ-4 и Т-100. Эти машины используют для бурения котлованов диаметром до 750 мм и глубиной до 3,5 м под переходные железобетонные опоры со стойками СК или СЦ. Время бурения одного котлована такими машинами составляет 3-5 мин. Масса бурильной машины на автомобиле составляет 9,5 т, на тракторе - 15 т.
Бурильно-крановыми машинами типа БМ также можно бурить котлованы диаметром до 1000 мм в грунтах I-IV категорий. В пробуренный котлован устанавливают опору при помощи лебедки, смонтированной на машине. Бурильно-крановые машины типа БМ монтируют на автомобильных шасси ГАЗ-66, на гусеничных тракторах Т-74, ДТ-75М и колесных тракторах МТЗ-52, МТЗ-82, ЮМЗ-6. Технические характеристики бурильно-крановых машин приведены в табл. 31 и 32.
Таблица 31
Техническая характеристика тракторных бурильно-крановых машин
Таблица 32
Техническая характеристика автомобильных бурильно-крановых машин
Во многих организациях, ведущих строительство ЛЭП сохранились и эксплуатируются тракторные бурильно-крановые машины БКГО-67 и автомобильные -БКГМ-66. Бурильные машины БКГО-67 выполнены на тракторе ДТ-75М и имеют грузовую стрелу грузоподъемностью 2 т. Машина позволяет бурить котлованы глубиной до 2,5 м и диаметром до 450 мм.
Бурильные машины БКГМ-66 выполнены на автомобиле ГАЗ-66 со стрелой грузоподъемностью 0,8 т. Машину используют при бурении котлованов диаметром 350 мм и глубиной до 3 м.
Телескопические вышки и гидроподъемники предназначены для подъема и монтажа проводов ЛЭП, монтажа мачтовых подстанций и разъединительных пунктов, а также для проведения других монтажных работ на линиях, подстанциях и на МЗУ.
Телескопические вышки монтируются на шасси автомобилей ГАЗ и ЗИЛ и на тракторах Т-74 и ДТ-75. Автогидроподъемники монтируют на шасси автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-157 и на трелевочных тракторах ТДТ-75.
Техническая характеристика телескопических вышек приведена в табл. 33. Таблица 33
Техническая характеристика телескопических вышек
Продолжение табл. 33
|