МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ ПО ШТЫКОВОМУ БОЮ

  Главная      Учебники - Спорт     Фехтование и рукопашный бой (К.Т. Булочко, В.К. Добровольский) - 1940 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78 

 

 

В.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ ПО ШТЫКОВОМУ БОЮ


Урок строится на основе общей схемы, рекомендованной в раз­деле «Рукопашный бой». В данной главе дается методика обучения отдельным приемам штыкового боя для гражданских коллективов физической культуры.

Вопросы комплексирования приемов штыкового боя с передви­жением, преодолением препятствий и гранатометанием также ра­зобраны в предыдущей главе.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ШТЫКОВОМУ БОЮ


При занятиях по штыковому бою преподаватель обязан:

1. Заранее приготовить необходимый инвентарь (чучела, палки и пр.).

2. В вводной части первых уроков предупредить занимающихся, что без разрешения руководителя никакие приемы самостоятельно не изучаются.

3. Категорически запретить пользоваться неисправным инвента­рем (сломанный забор, палка, неупругое чучело и пр.).

4. Лично проверить крепление штыков. Винтовками с незакреплен­ными штыками не разрешать пользоваться.

5. Всегда помнить о расстановке занимающихся так, чтобы исклю­чить возможность травм (на каждого занимающегося необходимо как минимум 5—6 кв. м).

6. Категорически запретить занимающимся переходить линию дви­жения бойца с оружием, а после выполнения приема двигаться назад (особенно спиной).

7. Соблюдать постепенное нарастание трудности, т. е. переходить в обучении от более легкого к более трудному.

8. Помнить, что наглядность — основа методики, — поэтому больше показывать, чем рассказывать.

9. При демонстрации приемов всегда занимать такое положение, чтобы занимающиеся видели работу как правой, так и левой руки преподавателя.

10. Не терять связи с пройденным материалом, для чего начало каждого урока начинать с повторения наиболее слабо усвоенного в предыдущем уроке.

11. Требовать четкого выполнения приема.

12. При подаче команд и распоряжений пользоваться по преимуще­ству НПРБ-38, БУП-32 и строевым уставом пехоты.

13. Помнить, что тщательная подготовка к уроку — залог успеш­ного его проведения.


Изучение положения к бою


1. Показать прием на месте и на шагу, находясь правым боком к шеренге.

2. Объяснить, что такое положение является удобным и наиболее выгодным для нанесения уколов и ударов прикладом, а также для защиты от уколов противника.

3. Изучение проводится с места в шереножном порядке, для чего следует разомкнуть ше­ренгу на один шаг в стороны и по команде «к бою» принять положение «к бою» левой, а затем правой ногой вперед. По команде «в руку» принимается положение «смирно». После 3—4-кратного выполнения шеренге дает­ся задание прорабатывать прием самостоя­тельно. В это время руководитель проверяет каждого бойца в отдельности, начиная с пра­вого фланга. Проверяемый боец должен выйти из шеренги на шаг вперед. Во время проверки следует заставлять занимающихся отнимать на короткое время левую руку, сохраняя (рис. 261) положение винтовки «к бою». Это достигается тем, что приклад слегка повернутой влево вин­товки упирается в предплечье несколько снизу, После самостоятельной работы прием повто­ряется на месте 2—3 раза всей шеренгой, после чего изучается на шагу. Команда: «дистанция 4—6 шагов, слева по одному по кругу или (квадрату) шагом марш». При выполнении «к бою» на шагу команда «к бою» подается как под левую, так и под правую ногу.

Следует обратить внимание на то, чтобы во время движения винтовка держалась свободно, а после команды «в руку» движение не приоста­навливалось. В виду того, что данный прием встречается во всех по­следующих приемах штыкового боя, тратить на него много времени нецелесообразно. На бегу по кругу прием выполняется так же, как и на шагу. Движение по кругу идет по часовой стрелке слева направо (рис. 262). Место руководителя — в центре круга.



Изучение основного укола


После предварительного образцового показа основного укола на быстром шагу следует показать его в медленном темпе с места, после чего приступить к изучению приема с места из положения «к бою» с правой и левой ноги.

Обучение с места. Для экономии времени и более частого повто­рения приема следует использовать фронтальную расстановку чучел (рис. 263) — 4—8 чучел в, ряд. Соответственно количеству чучел вся шеренга делится на такое же количество отдельных групп и в порядке очередности группы (по 4—8 чел.) подходят к чучелам.


Команда и дей­ствия руководителя

Действия злчимающихся

Ошибки выполнения

Методические указания

Первый этап

„К бою"

Принимают поло­жение „к бою"

См. ошибки пол. „к бою"

Дистанцию бойцы выбирают самосто­ятельно

„Основным коли" (остава­ясь на выдер­гивании)

Производят укол с выдергиванием штыка и выпалом (оставаясь на вы­паде)

1. Недостаточно рас­тянутый шаг, отчего задняя нога согнута

Отставить прием, если боец не учел дистанции

2. Тяжесть тела пе­редана на переднюю ногу целиком, задняя на носке

Добиться ощущения опорного положения на двух ногах

3. Теряет равновесие

Ноги составлены на одной линии (по движению). Впереди стоящая нога следует на полступни в сторону

4. Делает паузу между уколом и выдергиванием

Повторить укол на выпаде

5. Выдергивание не

в плоскости укола

Обратить внимание на конечное положение рук после выдергивания

6. Слабый укол

Боец спешит с выдергиванием штыка

7. Нога встает на всю

ступню

Обратить внимание на выбрасывание голени вперед и постановки стопы с пятки перекатом

„Вперед"

Принимают поло-жение „к бою" и уходят начиная с ноги, стоящей сзади

1. Начало движения с впереди стоящей ноги

2. Рано выпрямляют корпус


Второй этап

„Основным

коли"

Производят основ-

ной укол с выдер-

гиванием штыка и

уходят в положе-

ние «к бою»

1. Начинают уход, прежде чем выдернут штык

2. Начинают уход раньше, чем принято положение к бою

Добиться согласованного выполнения

зсех элементов приема


Убедившись в правильности выполнения основного укола с места, можно приступить к изучению его с одним шагом и выпадом, с двумя шагами и выпадом. Под команду преподавателя «с одним (двумя) шагом основным коли» занимающиеся производят все вместе укол с выдергиванием штыка и уходом в положение «к бою». Пройдя 3—5 шагов за чучело, самостоятельно принимают «в руку» и идут на свои места. Преподаватель заранее обусловливает направление ухода при изучении основного укола на шагу. Чучело ставиться фронтально — уступами (рис. 264). По команде «основной укол — вперед», бойцы с расстояния 8—15 метров шеренгами двигаются к цели, самостоя­тельно за 4—5 шагов принимают положение «к бою» и производят укол, выдергивают штыки и продолжают движение, предварительно приняв положение «к бою». После групповой проработки бойцы распределяются по отделениям и руководитель организует самостоятельную работу (по схеме рис. 265), предварительно выделив старших в отде­лениях.


Для тренировки основного укола на шагу, кроме фронтальной расстановки чучел, можно использовать «диагональную круговую» и другие способы расстановки чучел (рис. 266). Команда при диагональной расстановке: «справа по одному, дистанция 8 шагов, основ­ным на шагу, направляющий вперед». Бойцы потоком один за другим выполняют прием. При изучении основного укола на бегу сохра­няется тот же порядок, что и при изучении на шагу. Следует обратить внимание на замедление темпа бега перед уколом, с тем, чтобы уменьшить инерцию и точнее произвести укол.

В дальнейшем обучении основной укол совершенствуется и упраж­нениях с поворотами вправо, влево, кругом Команда «основной, с поворотом влево — основной (указать, в какую сторону какой укол), направляющий вперед» (рис. 267, 268, 269).







Изучение короткого укола


Это довольно легкий прием, на который тратить много времени нецелесообразно. Для знакомства с движением достаточно проделать его 3—5 раз. Расстановка чучел и занимающихся такая же, как и в основном уколе. Бойцы принимают положение «к бою» около чучела с таким расчетом, чтобы 1/3 штыка находилась за чучелом влево, и прием изучается в следующем порядке:


Обучение с места (при фронтальной расстановке чучел)


Команда

Что делает боец

Ошибки выполнения

Методические указания

Первый этап

„Замах"

Замах

1. Отклоняет корпус назад, благодаря чему

передает тяжесть, тела на заднюю ногу

2. Неполный замах

3. Опускает левую руку слишком низко, а правую руку держит высоко

С первого момента требовать быстрого и точного выполнения каждого элемента приема

«Укол»

Укол с выдергиванием штыка

1. Чрезмерное вытягивание рук вперед

2. Корпус тянется за уколом

3. Выдергивание не в той плоскости, в которой произведен укол

4. Неполное выдергивание

5. Стремление выдернуть штык за счет отклонения туловища назад

«Вперед»

Принимает положение «к бою» и уходит плево от чучела

1. Начинает движение шага раньше, чем принял положение «к бою»

2. Винтовка брошена вперед, левая рука вы-

тянута до отказа, правая перед телом и не-

сколько выше обычного, приклад вышел из-под предплечья

Второй этап

«Коротким коли»

Выполняет короткий укол и принимает положение „к бою", оставаясь на месте

1. Те же, что и в 1 этапе

2. Остановки после каждого движения: замах— укол—выдергииание


«Вперед»

Уход

То же, что и в 1 этапе

Третий этап (обучение на шагу и на бегу)

«Короткий на шагу вперед»

Двигается шагом. За 6—8 шагов принимает положение „к бою", наносит короткий

укол и продолжает движение

1. Поздно принято положение „к бою", что

повело к полной остановке перед уколом

2. Уход произведен не сзади стоящей ногой

3. Уходит раньше, чем выдернут штык



Дальнейшее обучение идет в комбинациях с другими приемами, переменой направления и пр.


Изучение длинного укола


Обучение длинному уколу производится в той же последова­тельности, что и в основном уколе.


Обучение с места (при фронтальной расстановке чучел)


Команда

Действия занимающихся

Ошибки выполнения

Методические указания

„Одними руками на укол"

Наносят укол одними руками (оставаясь „на уколе")

Опускают вниз конец

штыка

Задерживать „на уколе" не рекомендуется; лучше повторить еще раз весь прием

„Длинным коли" „К бою"

Принимают положение „к бою"

Выпрямляют ноги

Добиваться меткого и достаточной силы укола

„Вперед"

Уход

См. Основной укол


„Одними руками длинный коли"

Наносят укол с выдергиванием штыка, принимая положение „к бою"

Делают паузу между уколом и выдергиванием. Делают укол на сокращенных руках


„Длинным коли"

Наносят укол с выпадом и, выдернув штык, продолжают

движение


В дальнейшем уколы изучаются на шагу и на бегу, как повторная атака на уходящего противника и после отбива «голову закрой»; укол вверх по кавалеристу, как укол вниз в окоп и т. п. Порядок расстановки чучел при изучении с места фронтальный, при изуче­нии на шагу – диагональный.



Изучение отбива вправо — основного укола


Работа в шереножном строю. После образцового показа и после­дующего объяснения техники разомкнуть шеренгу на 2 шага влево и приступить к проверке приема удара (отбива) вправо у каждого бойца отдельно. Проверяемый боец делает два шага вперед и прини­мает положение «к бою». Руководитель подает палку в правое плечо бойца, обозначая укол, боец, отбивая тренировочную палку, фикси­рует положение отбива. После проверки всех бойцов перейти к само­стоятельной проработке, для чего, показав, как подавать тренировочную палку, развести занимающихся по группам в 3—5 чел. и на­значить старшего в подгруппе, который и подает палку. В дальнейшем, прием изучается с места у чучела.

Построение и расстановка чучел такая же, как и в основном уколе. Палку подают занимающиеся.




Обучение с места (отбив вправо — основной укол)


Действия и команда руководителя

Действия занимаю­щихся

Ошибки выполнения

Методические указания

Первый этап

„Отбив вправо,

остаться на от­биве" (предварительная команда)

„Подача палки в

правое плечо" Ис-

полнительная ко-

манда: „коли"

Делают первый отбив и остаются в положении отбива

1. Вялый отбив

2. Широкий раз­машистый отбив с дополнительным поворотом туловища

3. Не остается в положении отбива

Замечания должны быть конкрет­ными и ясными.

Подмечается самая главная и существенная ошибка на данный момент (исправив ее, указать на другие)

Колют основным уколом и остаются в положении выпада с выдернутым штыком

См. „Основной укол"

Следует, чтобы после отбива штык был направлен по кратчайшему пути в цель.

«Вперед»

Уходят, приняв положение „к бою"

См. „Уход"

Если укол произведен неудачно, следует его повто-рить, оставаясь на выпаде. Только после этого —„уход"

Второй этап

«Отбив вправо, основной укол остаться на выпаде» (предварительная

команда)

Делают отбив, наносят основной укол, оставаясь на выпаде

Спешит делать выпад

В начале обучения можно допустить небольшую паузу междуотбивом и уколом. В дальнейшем после отбива нужно добиваться немедленной атаки уколом

«Вперед»

Уход в положение „к бою"



Третий этап

«Отбив вправо, основной укол» предварительная команда. Подача палки, исполнительная команда: «Коли»

Делают отбив вправо — основной укол и уходят в поло­жении „к бою"

Суетится, не делает четко конечного движения отби­ва

Не приступать к следующему этапу обучения, не до­бившись слитного и четкого выпол-

нения приема с места

«Отбив вправо, основной укол на шагу (бегу) вперед» (подает палку на расстояние выпада бойца)

С расстояния 10—15 м двигаются шагом (бегом) самостоятельно принимают положение „к бою", делают отбив вправо—основной укол, уход.

1. Медленно и вяло двигается

2. Идет «парадным шагом»

3. Болтается штык

4. Излишняя суетливость в выполнении приема

Начинать следует с равномерного шага скоростью 110— 120 шагов в минуту; постепенно ускоряя темп — довести до бега.

Прием при всех темпах делается отчетливо и быстро


В дальнейшем совершенствование навыка идет в поточном вы­полнении в темпе, близком к боевому, при использовании диагональ­ной и круговой расстановки чучел, в сочетании с другими прие­мами, влево и т. д.


Обучение приему отбив вниз — направо — укол


Шереножное обучение идет в том же плане, как при обучении отбива вправо. Расстановка чучел фронтальная.


Обучение с места (отбив вниз — направо — основной укол)


Действия и команда руководителя

Действия занимаю­щегося

Ошибки выполнения

Методические указания

Первый этап

«Отбив вниз — направо» «Остаться на отбиве» (предварительная)


Подача палки в правое бедро (исполнительная)

Делает отбив вниз-направо и остается в положении отбива

1. Отбив не сделан винтообразно, а сверху вниз.

2. Приклад остался у предплечья (винтовка взята на себя)

3. Не остается в положении отбива

4. Не сваливает винтовку влево

Следует указать на необходимость производить движение не напряженными руками, а свободными, крепко сжав винтовку

только в момент нанесения удара

„Коли"

Делает укол с выдергива-нием штыка и остается на выпаде

Те же, что в основном, уколе

„Вперед"

Уход в положении к бою

Те же, что в уходе

Второй этап

«Отбив вниз на­право — укол» (предварительная) Подача палки (исполнительная)

Делает отбив и укол с выдергива­нием штыка и выпадом, оставаясь на выпаде

1. Те же, что в первом этапе

2. Спешит сделать выпад

3. Укол произве­ден с замахом

Добиться произ­водства кратчай­шим путем укола после отбива

«Вперед»

Уходит в положе­нии „к бою"

Те же

Третий этап

«Отбив вниз — на­право, основной укол» (предвари­тельная) Подача палки (ис­полнительная)

Делает отбив вниз-направо, укол с выдергиванием штыка и уход в положение «к бою»

1. Те же, что в первом этапе

2. Излишняя то­ропливость, отчего отдельные элементы движения выполняются неточно

Требовать четкого выполнения каж­дого элемента

Четвертый этап

Отбив вниз на­право основной укол на шагу (бегу)

С расстояния 10—15 м двигается шагом (бегом) Самостоятельно прини-мает положение „к бою"

Те же, что в приеме „отбив" вправо (четвер­тый этап)


«Вперед» (подает палку на расстоя­ние выпада бойца)

Делает отбив, укол и уход в положение „к бою"


Совершенствование навыка проводится так же, как в отбиве вправо.


Отбив влево — основной укол


Методика обучения приему «отбив влево — основной укол» про­ходит в том же плане, как «отбив вправо — основной укол», но руководитель с тренировочной палкой стоит с другой стороны чучела, а боец после отбива укола уходит вправо.



Методика обучения ударам прикладом


Практическое изучение ударов прикладом производится по шару тренировочной палки, поставленному для удара преподавателем.

Последовательность выполнения приема из положения «к бою».

1) Отбив.

2) Сближение — подскоком или шагом, в зависимости от дистан­ции.

3) Удар прикладом.

4) Возвращение в положение «к бою» и уход.

В первом этапе обучения прием выполняется, по разделениям. Предварительная команда руководителя указывает бойцу, какой элемент приема следует выполнить, а подача палки для отбива или удара прикладом будет являться исполнительной командой. Для сбли­жения подается команда: «подскок», а для ухода — «вперед».

Во втором этапе сочетаются первые два элемента, в третьем — три элемента и т. д. В дальнейшем прием выполняется на шагу и на бегу, а также в сочетании с другими приемами и действиями бойца в осложненной обстановке.


Обучение приему отбив влево — удар прикладом сбоку


В шереножном строю. После образцового показа, рассказа и тактического обоснования приема изучается подскок.

Для изучения подскока бойцы работают без оружия в шеренге ли­цом к руководителю. Команда: «под­скок с левой ноги — вперед», «под­скок с правой ноги — вперед» (рис. 270). В обоих случаях остается по­зади правая нога.

Из положения «к бою» правой но­гой—делать подскок с правой впе­ред нецелесообразно.


Обучение с места

Команда и действия руководителя

Действия занимаю­щегося

Ошибки выполнения

Методические указания

Первый этап

«Отбив» (предварит.)

Подача палки (исполнит)

Делает отбив влево

Те же, что в отбиве вправо


«Подскок»

Делает подскок

1. Винтовка изменила свое положение после отбива

2. Выпрямленные ноги

3. Не рассчитал дистанции

4. Правая нога оказалась впереди

Следить за быстротой и мягкостью исполнения

«Удар» (предварительная)

Подача палки

(исполнительная)

Производит удар

и остается в этом

положении

1. Удар вялый

2. Удар произведён

сверху вниз

3. Не приставлена правая нога

4. Удар произведен не острым углом приклада

Повторить элементы только в связи с предыдущим

«Вперед»

Принимает положение «к бою» и уходит

1. Штык переброшен не через верх, а через сторону

2. Уходит раньше, чем принял положение «к бою»


Второй этап

«Отбив влево — подскок» (предварит.)

Подача палки (исполнит)

Делает отбив, подскок и остается в этом положении

Большая пауза между отбивом и подскоком

Добиться слитности с подскоком. Подскок должен быть максимально быстрым

„Удар" (предварит.)

Подача палки (исполнит)

Производит удар и остается в этом положении

Те же, что и в первом этапе

Правая рука остается под прямым углом, кисть левой - у пояса, штык ниже приклада. Корпус слегка наклонен вперед

«Вперед»

Принимает положение «к бою» и уходит

Те же, что в первом этапе


Третий этап

«Отбив влево — подскок — удар» (предварит.)

Подача палки (исполнит)

Делает отбив — подскок — удар и остается, в положении удара

Те же, что в первом этапе

Добиваться слитности отбива, подскока—удара. Требовать точного выполне-ния каждого элемента


После изучения по разделениям прием прорабатывается группами с проверкой руководителем.

В последующем обучений, в движении на шагу и на бегу, прием изучается без разделений. Для самостоятельной работы предварительно следует тщательно изучить подачу тренировочной палки с занимающимися.

Другие приемы ударов прикладом изучаются в такой же после­довательности. Совершенствование приема идет в поточном выпол­нении с расстановкой.


Методика обучения повторных атак с уколом


Обучение и тренировку в повторных атаках следует производить сначала на чучелах при находящихся возле них бойцах, с тренировочными палками. Например:

Первый случай — боец наносит укол в стоящее на колесах чучело, а в тот момент, когда конец штыка подходит к чучелу, другой боец откатывает чучело на 1—2 шага назад. Боец, наносивший укол, дол­жен немедленно повторить атаку, сделав шаг или выпад вперед но­гой, находившейся сзади при первом уколе.

В этом приеме можно тренироваться и иначе: боец, стоящий у чу­чела, держит перед ним тренировочную палку шаром вперед, в который другой боец и пытается нанести укол. В тот момент, когда штык, при­ближается к шару, шар убирается назад, а боец, наносивший укол, должен немедленно повторить атаку, сделав шаг или выпад вперед ногой, находившейся сзади.

Второй случай — боец наносит укол в стоящее чучело, а в этот момент другой боец, стоящий возле чучела, отбивает тренировочной палкой винтовку первого бойца в ту или другую сторону и не наносит,
ответного укола.

Боец, наносивший укол, должен немедленно, сделав перевод, повторить атаку коротким уколом.

Третий случай — проводится последовательное сочетание второго и первого случаев.

Для выработки, чувства дистанции и концентрации внимания бойца следует применять передвижения чучела с разными скоростями на идущего бойца. При этом, неожиданно, перед самым уходом, останавливать чучело, откатывать его назад или двигать вперед. С точки зрения последовательности прохождения курса повторные атаки можно проводить со вто­рого занятия.

Повторные атаки ударом приклада изучаются по тому же принципу, как и уколы. В момент удара бойца руководитель убирает шар тре­нировочной палки, требуя повторного удара прикладом или удара
режущим штыком.

Методика обучения режущим штыком та же,что и при изучении ударов прикладом.

Проверка и индивидуальная работа должны проводиться по схе­мам, изображенным на рис. 271, 272, 273, 274.




 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78