поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 70 71 72 73 74 75 76 77 78
В. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ ПО ШТЫКОВОМУ БОЮ
Урок строится на основе общей схемы, рекомендованной в разделе «Рукопашный бой». В данной главе дается методика обучения отдельным приемам штыкового боя для гражданских коллективов физической культуры. Вопросы комплексирования приемов штыкового боя с передвижением, преодолением препятствий и гранатометанием также разобраны в предыдущей главе.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ШТЫКОВОМУ БОЮ
При занятиях по штыковому бою преподаватель обязан: 1. Заранее приготовить необходимый инвентарь (чучела, палки и пр.). 2. В вводной части первых уроков предупредить занимающихся, что без разрешения руководителя никакие приемы самостоятельно не изучаются. 3. Категорически запретить пользоваться неисправным инвентарем (сломанный забор, палка, неупругое чучело и пр.). 4. Лично проверить крепление штыков. Винтовками с незакрепленными штыками не разрешать пользоваться. 5. Всегда помнить о расстановке занимающихся так, чтобы исключить возможность травм (на каждого занимающегося необходимо как минимум 5—6 кв. м). 6. Категорически запретить занимающимся переходить линию движения бойца с оружием, а после выполнения приема двигаться назад (особенно спиной). 7. Соблюдать постепенное нарастание трудности, т. е. переходить в обучении от более легкого к более трудному. 8. Помнить, что наглядность — основа методики, — поэтому больше показывать, чем рассказывать. 9. При демонстрации приемов всегда занимать такое положение, чтобы занимающиеся видели работу как правой, так и левой руки преподавателя. 10. Не терять связи с пройденным материалом, для чего начало каждого урока начинать с повторения наиболее слабо усвоенного в предыдущем уроке. 11. Требовать четкого выполнения приема. 12. При подаче команд и распоряжений пользоваться по преимуществу НПРБ-38, БУП-32 и строевым уставом пехоты. 13. Помнить, что тщательная подготовка к уроку — залог успешного его проведения.
Изучение положения к бою
1. Показать прием на месте и на шагу, находясь правым боком к шеренге. 2. Объяснить, что такое положение является удобным и наиболее выгодным для нанесения уколов и ударов прикладом, а также для защиты от уколов противника. 3. Изучение проводится с места в шереножном порядке, для чего следует разомкнуть шеренгу на один шаг в стороны и по команде «к бою» принять положение «к бою» левой, а затем правой ногой вперед. По команде «в руку» принимается положение «смирно». После 3—4-кратного выполнения шеренге дается задание прорабатывать прием самостоятельно. В это время руководитель проверяет каждого бойца в отдельности, начиная с правого фланга. Проверяемый боец должен выйти из шеренги на шаг вперед. Во время проверки следует заставлять занимающихся отнимать на короткое время левую руку, сохраняя (рис. 261) положение винтовки «к бою». Это достигается тем, что приклад слегка повернутой влево винтовки упирается в предплечье несколько снизу, После самостоятельной работы прием повторяется на месте 2—3 раза всей шеренгой, после чего изучается на шагу. Команда: «дистанция 4—6 шагов, слева по одному по кругу или (квадрату) шагом марш». При выполнении «к бою» на шагу команда «к бою» подается как под левую, так и под правую ногу. Следует обратить внимание на то, чтобы во время движения винтовка держалась свободно, а после команды «в руку» движение не приостанавливалось. В виду того, что данный прием встречается во всех последующих приемах штыкового боя, тратить на него много времени нецелесообразно. На бегу по кругу прием выполняется так же, как и на шагу. Движение по кругу идет по часовой стрелке слева направо (рис. 262). Место руководителя — в центре круга.
Изучение основного укола
После предварительного образцового показа основного укола на быстром шагу следует показать его в медленном темпе с места, после чего приступить к изучению приема с места из положения «к бою» с правой и левой ноги. Обучение с места. Для экономии времени и более частого повторения приема следует использовать фронтальную расстановку чучел (рис. 263) — 4—8 чучел в, ряд. Соответственно количеству чучел вся шеренга делится на такое же количество отдельных групп и в порядке очередности группы (по 4—8 чел.) подходят к чучелам.
Убедившись в правильности выполнения основного укола с места, можно приступить к изучению его с одним шагом и выпадом, с двумя шагами и выпадом. Под команду преподавателя «с одним (двумя) шагом основным коли» занимающиеся производят все вместе укол с выдергиванием штыка и уходом в положение «к бою». Пройдя 3—5 шагов за чучело, самостоятельно принимают «в руку» и идут на свои места. Преподаватель заранее обусловливает направление ухода при изучении основного укола на шагу. Чучело ставиться фронтально — уступами (рис. 264). По команде «основной укол — вперед», бойцы с расстояния 8—15 метров шеренгами двигаются к цели, самостоятельно за 4—5 шагов принимают положение «к бою» и производят укол, выдергивают штыки и продолжают движение, предварительно приняв положение «к бою». После групповой проработки бойцы распределяются по отделениям и руководитель организует самостоятельную работу (по схеме рис. 265), предварительно выделив старших в отделениях.
Для тренировки основного укола на шагу, кроме фронтальной расстановки чучел, можно использовать «диагональную круговую» и другие способы расстановки чучел (рис. 266). Команда при диагональной расстановке: «справа по одному, дистанция 8 шагов, основным на шагу, направляющий вперед». Бойцы потоком один за другим выполняют прием. При изучении основного укола на бегу сохраняется тот же порядок, что и при изучении на шагу. Следует обратить внимание на замедление темпа бега перед уколом, с тем, чтобы уменьшить инерцию и точнее произвести укол. В дальнейшем обучении основной укол совершенствуется и упражнениях с поворотами вправо, влево, кругом Команда «основной, с поворотом влево — основной (указать, в какую сторону какой укол), направляющий вперед» (рис. 267, 268, 269).
Изучение короткого укола
Это довольно легкий прием, на который тратить много времени нецелесообразно. Для знакомства с движением достаточно проделать его 3—5 раз. Расстановка чучел и занимающихся такая же, как и в основном уколе. Бойцы принимают положение «к бою» около чучела с таким расчетом, чтобы 1/3 штыка находилась за чучелом влево, и прием изучается в следующем порядке:
Обучение с места (при фронтальной расстановке чучел)
Дальнейшее обучение идет в комбинациях с другими приемами, переменой направления и пр.
Изучение длинного укола
Обучение длинному уколу производится в той же последовательности, что и в основном уколе.
Обучение с места (при фронтальной расстановке чучел)
В дальнейшем уколы изучаются на шагу и на бегу, как повторная атака на уходящего противника и после отбива «голову закрой»; укол вверх по кавалеристу, как укол вниз в окоп и т. п. Порядок расстановки чучел при изучении с места фронтальный, при изучении на шагу – диагональный.
Изучение отбива вправо — основного укола
Работа в шереножном строю. После образцового показа и последующего объяснения техники разомкнуть шеренгу на 2 шага влево и приступить к проверке приема удара (отбива) вправо у каждого бойца отдельно. Проверяемый боец делает два шага вперед и принимает положение «к бою». Руководитель подает палку в правое плечо бойца, обозначая укол, боец, отбивая тренировочную палку, фиксирует положение отбива. После проверки всех бойцов перейти к самостоятельной проработке, для чего, показав, как подавать тренировочную палку, развести занимающихся по группам в 3—5 чел. и назначить старшего в подгруппе, который и подает палку. В дальнейшем, прием изучается с места у чучела. Построение и расстановка чучел такая же, как и в основном уколе. Палку подают занимающиеся.
Обучение с места (отбив вправо — основной укол)
В дальнейшем совершенствование навыка идет в поточном выполнении в темпе, близком к боевому, при использовании диагональной и круговой расстановки чучел, в сочетании с другими приемами, влево и т. д.
Обучение приему отбив вниз — направо — укол
Шереножное обучение идет в том же плане, как при обучении отбива вправо. Расстановка чучел фронтальная.
Обучение с места (отбив вниз — направо — основной укол)
Совершенствование навыка проводится так же, как в отбиве вправо.
Отбив влево — основной укол
Методика обучения приему «отбив влево — основной укол» проходит в том же плане, как «отбив вправо — основной укол», но руководитель с тренировочной палкой стоит с другой стороны чучела, а боец после отбива укола уходит вправо.
Методика обучения ударам прикладом
Практическое изучение ударов прикладом производится по шару тренировочной палки, поставленному для удара преподавателем. Последовательность выполнения приема из положения «к бою». 1) Отбив. 2) Сближение — подскоком или шагом, в зависимости от дистанции. 3) Удар прикладом. 4) Возвращение в положение «к бою» и уход. В первом этапе обучения прием выполняется, по разделениям. Предварительная команда руководителя указывает бойцу, какой элемент приема следует выполнить, а подача палки для отбива или удара прикладом будет являться исполнительной командой. Для сближения подается команда: «подскок», а для ухода — «вперед». Во втором этапе сочетаются первые два элемента, в третьем — три элемента и т. д. В дальнейшем прием выполняется на шагу и на бегу, а также в сочетании с другими приемами и действиями бойца в осложненной обстановке.
Обучение приему отбив влево — удар прикладом сбоку
В шереножном строю. После образцового показа, рассказа и тактического обоснования приема изучается подскок. Для изучения подскока бойцы работают без оружия в шеренге лицом к руководителю. Команда: «подскок с левой ноги — вперед», «подскок с правой ноги — вперед» (рис. 270). В обоих случаях остается позади правая нога. Из положения «к бою» правой ногой—делать подскок с правой вперед нецелесообразно.
Обучение с места
После изучения по разделениям прием прорабатывается группами с проверкой руководителем. В последующем обучений, в движении на шагу и на бегу, прием изучается без разделений. Для самостоятельной работы предварительно следует тщательно изучить подачу тренировочной палки с занимающимися. Другие приемы ударов прикладом изучаются в такой же последовательности. Совершенствование приема идет в поточном выполнении с расстановкой.
Методика обучения повторных атак с уколом
Обучение и тренировку в повторных атаках следует производить сначала на чучелах при находящихся возле них бойцах, с тренировочными палками. Например: Первый случай — боец наносит укол в стоящее на колесах чучело, а в тот момент, когда конец штыка подходит к чучелу, другой боец откатывает чучело на 1—2 шага назад. Боец, наносивший укол, должен немедленно повторить атаку, сделав шаг или выпад вперед ногой, находившейся сзади при первом уколе. В этом приеме можно тренироваться и иначе: боец, стоящий у чучела, держит перед ним тренировочную палку шаром вперед, в который другой боец и пытается нанести укол. В тот момент, когда штык, приближается к шару, шар убирается назад, а боец, наносивший укол, должен немедленно повторить атаку, сделав шаг или выпад вперед ногой, находившейся сзади.
Второй случай — боец наносит
укол в стоящее чучело, а в этот момент
другой боец, стоящий возле чучела,
отбивает тренировочной палкой винтовку
первого бойца в ту или другую сторону
и не наносит, Боец, наносивший укол, должен немедленно, сделав перевод, повторить атаку коротким уколом. Третий случай — проводится последовательное сочетание второго и первого случаев. Для выработки, чувства дистанции и концентрации внимания бойца следует применять передвижения чучела с разными скоростями на идущего бойца. При этом, неожиданно, перед самым уходом, останавливать чучело, откатывать его назад или двигать вперед. С точки зрения последовательности прохождения курса повторные атаки можно проводить со второго занятия.
Повторные атаки ударом приклада изучаются
по тому же принципу, как и уколы. В момент
удара бойца руководитель убирает шар
тренировочной палки, требуя повторного
удара прикладом или удара Методика обучения режущим штыком та же,что и при изучении ударов прикладом. Проверка и индивидуальная работа должны проводиться по схемам, изображенным на рис. 271, 272, 273, 274.
содержание .. 70 71 72 73 74 75 76 77 78
|
|
|