Настоящий раздел в обучении является
ведущим. После схематическрго изучения
под команду руководителя каждый прием
(или группа аналогичных приемов) сложных
действий совершенствуется в парном
(индивидуальном) обучении. Прием
закрепляется в спортивно-соревновательной
форме – в бою по заданию.
После изучения атак с подготовкой,
контратак на подготовку и защит от них
изучаются контратаки на атаку, повторные
атаки и сложные ответные атаки.
Совершенствование сложных действий в
индивидуальном обучении проводится в
форме индивидуального урока. Здесь
чередуются простые и сложные действия
в различных сочетаниях и с разными
тактическими задачами. Главным должен
быть принцип тактической целесообразности
действий бойца — подготовка к
сознательному, осмысленному бою.
Обучение атакам с подготовкой
Изучение атак с подготовкой в групповом
обучении начинается атаками с обманом,
с места, со сближением шагами, скачками
и т. п. Затем применяются атаки с действием
на оружие и комбинированные атаки.
Одновременно изучаются защиты от них.
Изучение атак с обманом
№
п/п
Команда или
распоряжения руководителя
Действия
нечетных номеров
Действия
четных номеров
Методические
указания
1
Прорабатываем атаки
с обманом
Образцовый показ с
тактическим обоснованием
Средняя
дистанция:
«в исходное становись»,
«закройсь».
Принимают исходное
положение — боевую стойку
Дать
указание, учесть
дистанцию.
Владеют соединениями
вторые номера.
Владеют 6-м соединением
2
Первые
номера с переводом показать укол вниз.
«Делай-раз». Вторые номера берут 2-ю
защиту — Первые номера — колоть с
переводом — «два»
«Закройсь»
С переводом пока-зывают
укол вниз
Остаются в 6-й позиции
Вторые номера вначале
берут защиту медленно, затем быстро
На защиту вторых
номеров перевод
Берут 2-ю защиту
Возвращаются
в стойку
Берут
6-е сое-
динение
Повторение 2-3 раза,
затем выполняют 2 №
3
Без разделения первые
номера вы-полняют двойной перевод,
вторые номера берут защиту
Первые номера «вперед»
Выполняют двойной
перевод
На обман берут, 2-ю
защиту
Повторение
3—5 раз
попеременно
4
То же
с шагом вперед
Первые номера с шагом
вперед показать укол. «Делай раз»
С шагом показыва-ют
перевод; на защиту 2 № перевод
Берут 2-ю защиту
Указать, что первые
номера после атаки возвращаются в
стойку и делают шаг назад.
Выполняют попеременно
Вторые номера берут
2-ю защиту — Первые номера перевод.
«Делай два». «Закройсь»
Возвращаются
в сторону, делают
шаг назад
Берут 6-е соединение
5
То же, шаг вперед,
двойной перевод
Шаг вперед—двойной
перевод
то же
6
То же
без разделений
«Первые номера —
вперед», «закройсь» «Вторые номера
— рперед», «закройсь» и т. п.
То же
то же
Дать указание о
точности за-щит и о необходимости
обман превращать в простую атаку,
если противник не реагирует
7
То
же, первые номера атакуют, вто-
рые номера обороняются,
и наобо-рот, по 3—5 раз, «Самостоятельно
действуйте»
То
же, попеременно атакуют и обороняются
2 и
4-й защитой
То же, что пер-вые
номера, то обороняются, то атакуют
8
Остановка по команде
«Стой»
В процессе просмотра
указать на ошибки и дать оценки
«правильно», «хорошо» и т.д.
9
Просмотр работы
каждой пары
В подобной форме изучаются: атаки с
обманом (тройной перевод, удвоенный,
перевод и т; д.) и другие приёмы с различным
шагами, скачками, приемы защиты на месте,
с уходом назад и т. п.
Индивидуальный уроков форме проверки
может иметь место в процессе самостоятельной
работы и в специальное время
Пример атак с захватом
№
п/п
Команда или
распоряжения руководителя
Действия
нечетных номеров
Действия
четных номеров
Методические
указания
1
Изучаем
атаки с захватом.
Дальняя дистанция
Образцовый
показ с
тактическим
обоснованием
«В
исходное положение»
«Закройсь»
Принимают исходное
положение и боевую стойку
2
Вторые
номера—поставить оружие в боевое
положение;
первые номера с шагом
вперед захватить в шестую. «Делай раз»
Захват в шестую
Возвращаются
в 6-ю позицию
3
Первые номера —
захват — прямой укол. Вторые номера
не обороняются. «Закройсь!»
С шагом вперед захват
— прямой укол. Возвращаются в стойку,
шаг назад
В
момент возвращения
закрываются
6-й позицией
Дать
указания, что на
предварительную
команду вторые номера вытягивают руку
самостоятельно.
4
Первые
номера — захват — перевод. Вторые
номера не
обороняются «Первые
номера — вперед!» «Закройсь»
С шагом вперед захват
— перевод
В
момент захвата оказывают сопроти-
вление. Остаются
в 6-й позиции
Указать, что в момент
захвата вторые номера делают нажим
5
Первые
номера захват — перевод. Вторые номера
обо-
роняются, и, наоборот,
по 3—5 раз. «Самостоятельно действуй»
То
же, попеременно то атакуют, то
обороняются.
4-я защита
То
же, что первые номера, то оборо-
няются, то атакуют
Дать
указания о незначитель-ном сопротивлении
и защите
в последний момент.
Если про-тивник берет защиту
прежде-временно, то атаковать следует
прямым уколом.
В такой же методической форме изучаются
атаки с завязыванием, с ударом по оружию
и другие комбинированные атаки.
Пример комбинированных атак
№
п/п
Команды или
распоряжения руководителя
Действия
нечетных номеров
Действия
четных номеров
Методические
указания
1
Изучаем атаки с
захватом — обманом. Дальняя дистанция
«В исходное положение!»
Принимают исходное
положение и боевую стойку
Образцовый показ с
тактическим обоснованием
2
Вторые номера —
поставить оружие в боевое положение,
первые номера с шагом вперед захват
в 6-ю, обман вниз—перевод. Вторые номера
защища-ются «Вторые номера вперед»
С шагом захват,
двойной перевод
Вытягивают вооруженну
руку. На обман защита 2-я и 6-я
Указать, что если
боец закрылся от атаки, следует давать
ответ-ную атаку без выпада, затем с
выпадом на уход противника
3
Самостоятельно,
начинают первые номера, затем вторые
номера по 3—5 раз.
«Действуйте»
То же попеременно,
то наступают, то обо-роняются 2—3-й
защитой с ответом
То же, то обороняют-ся,
то наступают
Изучение приемов подготовки производится
из различных позиций. Совершенствование
техники и тактики атак с подготовкой
проводится (параллельно с защитами от
них в самостоятельной парной работе
занимающихся по заданию) на соответствующую
тему в индивидуальном уроке. После
отработки определенной темы руководитель
должен проверить каждую пару, указать
ошибки и дать оценку. Проверку лучше
проводить на 3 удара, т. е. каждый
попеременно выполняет прием по 3
раза, а все бойцы наблюдают.
Задания для самостоятельной парной
работы на атаки с подготовкой
проводятся так: один боец атакует другой
обороняется 3—5 раз.
Обучение
контратакам
Контратаки изучаются после изучения
атак с подготовкой.
Одновременно с изучением контратак
проходятся вызовы на контратаки, и
защиты от них.
Пример контратак на подготовку
№
п/п
Команды и распоряжения
руководителя
Действия
нечетных
номеров
Действия
четных номеров
Методические
указания
1
Изучаем контратаки
на подготовку. Дальняя дистанция. «В
исходное положение становись»,
«Заройсь»
Принимают
исходное положение, боевую стойку.
Вытягивают
вооруженную руку
Образцовый показ с
тактическим обоснованием
2
Первые
номера с шагом вперед, захват в 6-ю,
вторые, номера на попытку
захвата — перевод
«Закройсь!»
С шагом захват в
6-ю. Шаг назад
Перевод
Возвращаются
в стойку
Указать, что вторые
номера не должны дать соединения
3
Первые номера с шагом
вперед захватывают оружие в 6-ю или
4-ю, вторые номера на попытку захвата
стремятся дать перевод, не защищаясь.
Самостоятельно, начинают первые
номера, затем вторые номера. По 3—5
раз
С шагом вперед,
захватывают ору-жие вторых номе-ров,
то в 6-ю, то в 4-ю, стремясь ввести,
противни-ка в заблуждение
Вытянутая
рука, на попытку захвата
стремится разгадать
захват и заметить в какую сторону
делается перевод
4
То
же, но захват является вызовом, и первые
номера защищаются и дают ответ.
Вторые номера стремятся сделать
перевод.
Самостоятельно,
начинают первые номера, по 3—5 раз
«Действуйте!»
С
шагом вызов захватом, защита 2 или 4-я,
ответ без
выпада
Стремятся нанести
атаку переводом
Указать
на выразительность вызова
Указать на учет
момента атаки
Пример повторных атак
№
п/п
Команды и
распоряжения руководителя
Действия нечетных
номеров
Действия
четных номеров
Методические
указания
1
Изучаем повторные
атаки на уход противиика. Дальняя
дистанция. «Закройсь!»
Боевая стойка
Образцовый показ с
тактическим обоснованием
2
Первые номера с шагом
вперед, захват в 6-ю — перевод, вторые
номера шаг назад, 4-я защита; первые
номера закрываясь впе-ред наносят
повторный укол переводом
Указать
на расчет дистанции за счет перестановки
левой
ноги при закрытии
вперед
3
Проработать
самостоятельно 3—5 раз «Действуйте!»
Попеременно выполняют
первые номера, затем вторые
онтратаки
на атаку, уклонением или встречной
атакой проводятся так: вначале бойцы
способствуют друг другу в выполнении
приема, затем противодействуют.
Повторные атаки на уход противника и
на отсутствие ответа в групповом обучении
изучаются без соревновательной формы.
Ответные атаки с обманом их выдержкой
проводятся в индивидуальном уроке или,
по заданию, в парной самостоятельной
работе.
Преподаватель в индивидуальном уроке
чередует простые действия со сложными
по мере прохождения материала, давая
простые атаки, защиты, ответы, обманы,
захваты, завязывания, уколы в различных
соединениях и вне соединения, из различных
позиций в сочетании с различными
атаками: прямым уколом, переводом,
переносом, двойными, удвоенными
переводами, действиями в темп и т. д.
Одновременно преподаватель усложняет
действия, увязывая для этой цели
наступательные и оборонительные
действия: а) допуская закончить фразу
уколом, б) беря защиту и требуя от бойца
быстрого укола, ухода, ответа, в) уходя
назад, требуя повторной атаки.
Каждая фраза в своем итоге должна
заканчиваться нанесением укола
преподавателю. При допущении ошибки
фразы повторяются до удовлетворительного
их выполнения. В начале обучения новые
фразы изучаются по разделениям в
замедленном темпе; затем в целом и в
более быстром темпе. Одновременно
включаются условные, дополнительные
методические приемы, которые усложняют
действия занимающихся, вырабатывают
личную инициативу и способствуют
тактической насыщенности урока.
Например: 1) на мой нажим — шаг, захват
— перевод; 2) на обман — укол; 3) на атаку
переводом близко к оружию — круговая
защита; 4) при соединении сильной частью
— перевод, слабой — перенос; 5) на уход
от прямого укола или какого-либо другого
действия — повторная атака; 6) внезапные
действия преподавателя, например:
боец делает шаг вперед — захват —
перевод; на его захват преподаватель
внезапно дает перевод в темп, боец должен
взять защиту и дать ответную атаку. В
этих действиях преподаватель вначале
предупреждает бойца о возможных
внезапностях словом «внимание» или
поднятием кисти левой руки. В дальнейшем
преподаватель включает их внезапно, в
виде различных тактических контрдействий.
В конце урока следует сдавать элементы
боя на 1—2 удара на основную тему урока.
В каждом индивидуальном уроке должна
быть основная ведущая тема. В конце
урока преподаватель должен подвести
итоги, указав гна недостатки и положительные
стороны в технике и тактике бойца.