ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП В ФЕХТОВАНИИ НА РАПИРАХ

  Главная      Учебники - Спорт     Фехтование и рукопашный бой (К.Т. Булочко, В.К. Добровольский) - 1940 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

IV. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП В ФЕХТОВАНИИ НА РАПИРАХ

(Обучение сложным действиям)


Настоящий раздел в обучении является ведущим. После схематическрго изучения под команду руководителя каждый прием (или группа аналогичных приемов) сложных действий совершенствуется в парном (индивидуальном) обучении. Прием закрепляется в спор­тивно-соревновательной форме – в бою по заданию.

После изучения атак с подготовкой, контратак на подготовку и защит от них изучаются контратаки на атаку, повторные атаки и сложные ответные атаки. Совершенствование сложных действий в индивидуальном обучении проводится в форме индивидуального урока. Здесь чередуются простые и сложные действия в различных сочетаниях и с разными тактическими задачами. Главным должен быть принцип тактической целесообразности действий бойца — под­готовка к сознательному, осмысленному бою.


Обучение атакам с подготовкой


Изучение атак с подготовкой в групповом обучении начинается атаками с обманом, с места, со сближением шагами, скачками и т. п. Затем применяются атаки с действием на оружие и комбинирован­ные атаки. Одновременно изучаются защиты от них.


Изучение атак с обманом


п/п

Команда или распоряже­ния руководителя

Действия нечетных номеров

Действия четных номеров

Методические указания

1

Прорабатываем атаки с обманом


Образцовый показ с тактическим обоснованием


Средняя дистанция:

«в исходное становись», «закройсь».

Принимают исходное положение — боевую стойку

Дать указание, учесть

дистанцию.

Владеют соедине­ниями вторые номера.


Владеют 6-м соединением


2

Первые номера с переводом показать укол вниз. «Делай-раз». Вторые номера берут 2-ю защиту — Первые номера — колоть с переводом — «два»

«Закройсь»

С переводом пока-зывают укол вниз

Остаются в 6-й позиции

Вторые номера вначале берут защиту медленно, затем быстро

На защиту вторых номеров перевод

Берут 2-ю защиту

Возвращаются

в стойку

Берут 6-е сое-

динение

Повторение 2-3 раза, затем выполняют 2 №

3

Без разделения первые номера вы-полняют двойной перевод, вторые номера берут защиту




Первые номера «вперед»

Выполняют двойной перевод

На обман берут, 2-ю защиту

Повторение 3—5 раз

попеременно

4

То же с шагом вперед

Первые номера с шагом вперед по­казать укол. «Делай раз»

С шагом показыва-ют перевод; на за­щиту 2 № пе­ревод

Берут 2-ю защиту

Указать, что первые номера после атаки возвращаются в стой­ку и делают шаг на­зад. Выполняют по­переменно

Вторые номера берут 2-ю защиту — Первые номера перевод. «Делай два». «Закройсь»

Возвращаются

в сторону, делают шаг назад

Берут 6-е соединение


5

То же, шаг вперед, двойной перевод

Шаг вперед—двойной перевод

то же


6

То же без разделений

«Первые номера — вперед», «закройсь» «Вторые номера — рперед», «закройсь» и т. п.

То же

то же

Дать указание о точности за-щит и о необходимости обман превращать в про­стую атаку, если про­тивник не реагирует

7

То же, первые номера атакуют, вто-

рые номера обороняются, и наобо-рот, по 3—5 раз, «Самостоятельно действуйте»

То же, попеременно атакуют и обороняются 2 и

4-й защитой

То же, что пер-вые номера, то обороняются, то атакуют


8

Остановка по команде «Стой»



В процессе просмотра указать на ошибки и дать оценки «пра­вильно», «хорошо» и т.д.

9

Просмотр работы каждой пары




В подобной форме изучаются: атаки с обманом (тройной перевод, удвоенный, перевод и т; д.) и другие приёмы с различным шагами, скачками, приемы защиты на месте, с уходом назад и т. п.

Индивидуальный уроков форме проверки может иметь место в процессе самостоятельной работы и в специальное время


Пример атак с захватом


п/п

Команда или распоряжения руководителя

Действия нечетных номеров

Действия четных номеров

Методические указания

1

Изучаем атаки с захватом.

Дальняя дистанция



Образцовый показ с

тактическим обоснованием

«В исходное положение»

«Закройсь»

Принимают исходное положение и боевую стойку


2

Вторые номера—поставить оружие в боевое положение;

первые номера с шагом вперед захватить в шестую. «Делай раз»

Захват в шестую

Возвращаются

в 6-ю позицию


3

Первые номера — захват — прямой укол. Вторые номера не обороняются. «Закройсь!»

С шагом вперед захват — прямой укол. Возвращаются в стойку, шаг назад

В момент возвращения

закрываются

6-й позицией

Дать указания, что на

предварительную команду вторые номера вытягивают руку самостоятельно.

4

Первые номера — захват — перевод. Вторые номера не

обороняются «Первые номера — вперед!» «Закройсь»

С шагом вперед захват — перевод

В момент захвата оказывают сопроти-

вление. Остаются в 6-й позиции

Указать, что в момент захвата вторые номера делают нажим

5

Первые номера захват — перевод. Вторые номера обо-

роняются, и, наоборот, по 3—5 раз. «Самостоятельно действуй»

То же, попеременно то атакуют, то обороняются.

4-я защита

То же, что первые номера, то оборо-

няются, то атакуют

Дать указания о незначитель-ном сопротивлении и защите

в последний момент. Если про-тивник берет защиту прежде-временно, то атаковать следует прямым уколом.


В такой же методической форме изучаются атаки с завязыванием, с ударом по оружию и другие комбинированные атаки.


Пример комбинированных атак


п/п

Команды или распоряжения руководителя

Действия нечетных номеров

Действия

четных номеров

Методические указания

1

Изучаем атаки с за­хватом — обманом. Дальняя дистанция «В исходное поло­жение!»

Принимают исходное положе­ние и боевую стойку

Образцовый показ с тактическим обоснованием

2

Вторые номера — поставить оружие в боевое положение, первые номера с шагом вперед за­хват в 6-ю, обман вниз—перевод. Вторые номера защища-ются «Вторые номера вперед»

С шагом за­хват, двойной перевод

Вытягивают вооруженну руку. На обман защита 2-я и 6-я

Указать, что если боец закрылся от атаки, следует давать ответ-ную атаку без выпада, затем с выпадом на уход про­тивника

3

Самостоятельно, начинают первые номера, затем вторые

номера по 3—5 раз. «Действуйте»

То же попеременно, то наступают, то обо-роняются 2—3-й защитой с ответом

То же, то обороняют-ся, то наступают



Изучение приемов подготовки производится из различных пози­ций. Совершенствование техники и тактики атак с подготовкой проводится (параллельно с защитами от них в самостоятельной парной работе занимающихся по заданию) на соответствующую тему в инди­видуальном уроке. После отработки определенной темы руководи­тель должен проверить каждую пару, указать ошибки и дать оценку. Проверку лучше проводить на 3 удара, т. е. каждый попеременно вы­полняет прием по 3 раза, а все бойцы наблюдают.

Задания для самостоятельной парной работы на атаки с подго­товкой проводятся так: один боец атакует другой обороняется 3—5 раз.




Обучение контратакам


Контратаки изучаются после изучения атак с подготовкой.

Одновременно с изучением контратак проходятся вызовы на контр­атаки, и защиты от них.


Пример контратак на подготовку


п/п

Команды и распоряжения

руководителя

Действия

нечетных номеров

Действия

четных номеров

Методические указания

1

Изучаем контратаки на подготовку. Дальняя дистанция. «В исходное положение становись», «Заройсь»


Принимают исходное положение, боевую стойку. Вытягивают

вооруженную руку

Образцовый показ с тактическим обоснованием

2

Первые номера с шагом вперед, захват в 6-ю, вторые, номера на попытку

захвата — перевод «Закройсь!»

С шагом захват в 6-ю. Шаг назад

Перевод

Возвращаются

в стойку

Указать, что вторые номера не должны дать соединения

3

Первые номера с шагом вперед захватывают оружие в 6-ю или 4-ю, вторые номера на попытку захвата стремятся дать перевод, не защи­щаясь. Самостоятельно, начинают первые номера, затем вторые номера. По 3—5 раз

С шагом вперед, захватывают ору-жие вторых номе-ров, то в 6-ю, то в 4-ю, стремясь ввести, противни-ка в заблуждение

Вытянутая рука, на попытку захвата

стремится разгадать захват и заметить в какую сторону делается перевод


4

То же, но захват является вызовом, и первые номера защищаются и дают ответ. Вторые номера стремятся сделать перевод.

Самостоятельно, начинают первые номера, по 3—5 раз

«Действуйте!»

С шагом вызов захватом, защита 2 или 4-я, ответ без

выпада

Стремятся нанести атаку переводом

Указать на выразительность вызова


Указать на учет момента атаки


Пример повторных атак


п/п

Команды и распоряжения руководителя

Действия нечетных

номеров

Действия четных номеров

Методические указания

1

Изучаем повторные атаки на уход противиика. Дальняя дистанция. «Закройсь!»

Боевая стойка

Образцовый показ с тактическим обоснованием

2

Первые номера с шагом вперед, захват в 6-ю — перевод, вторые номера шаг назад, 4-я защита; первые номера закрываясь впе-ред наносят повторный укол переводом

С шагом вперед захват — перевод; закрываясь вперед — повторный перевод.

Возвращаются в боевую стойку

С шагом назад защита

Принимают укол

Указать на расчет дистанции за счет перестановки левой

ноги при закрытии вперед

3

Проработать самостоятельно 3—5 раз «Действуйте!»

Попеременно выполняют первые номера, затем вторые



онтратаки на атаку, уклонением или встречной атакой проводятся так: вначале бойцы способствуют друг другу в выполнении приема, затем противодействуют.

Повторные атаки на уход противника и на отсутствие ответа в групповом обучении изучаются без соревновательной формы. Ответ­ные атаки с обманом их выдержкой проводятся в индивидуальном уроке или, по заданию, в парной самостоятельной работе.

Преподаватель в индивидуальном уроке чередует простые дей­ствия со сложными по мере прохождения материала, давая простые атаки, защиты, ответы, обманы, захваты, завязывания, уколы в раз­личных соединениях и вне соединения, из различных позиций в соче­тании с различными атаками: прямым уколом, переводом, переносом, двойными, удвоенными переводами, действиями в темп и т. д. Одно­временно преподаватель усложняет действия, увязывая для этой цели наступательные и оборонительные действия: а) допуская закон­чить фразу уколом, б) беря защиту и требуя от бойца быстрого укола, ухода, ответа, в) уходя назад, требуя повторной атаки.

Каждая фраза в своем итоге должна заканчиваться нанесением укола преподавателю. При допущении ошибки фразы повторяются до удовлетворительного их выполнения. В начале обучения новые фразы изучаются по разделениям в замедленном темпе; затем в целом и в бо­лее быстром темпе. Одновременно включаются условные, дополнитель­ные методические приемы, которые усложняют действия занимаю­щихся, вырабатывают личную инициативу и способствуют тактиче­ской насыщенности урока. Например: 1) на мой нажим — шаг, за­хват — перевод; 2) на обман — укол; 3) на атаку переводом близко к оружию — круговая защита; 4) при соединении сильной частью — перевод, слабой — перенос; 5) на уход от прямого укола или какого-либо другого действия — повторная атака; 6) внезапные действия пре­подавателя, например: боец делает шаг вперед — захват — перевод; на его захват преподаватель внезапно дает перевод в темп, боец должен взять защиту и дать ответную атаку. В этих действиях преподаватель вначале предупреждает бойца о возможных внезапностях словом «внимание» или поднятием кисти левой руки. В дальнейшем преподаватель включает их внезапно, в виде различных тактических контрдействий. В конце урока следует сдавать элементы боя на 1—2 удара на основную тему урока. В каждом индивидуальном уроке должна быть основная ведущая тема. В конце урока преподаватель должен подвести итоги, указав гна недостатки и положительные стороны в технике и тактике бойца.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..