ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ  В ФЕХТОВАНИИ НА РАПИРАХ

  Главная      Учебники - Спорт     Фехтование и рукопашный бой (К.Т. Булочко, В.К. Добровольский) - 1940 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

III. ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ  В ФЕХТОВАНИИ НА РАПИРАХ

(Обучение простым боевым действиям)


Начальное изучение простых боевых действий производится в парном групповом обучении. Занимающиеся в полном фехтовальном костюме располагаются в двух или четырех шеренгах, лицом друг
к другу. Определяются номера шеренг. Даждая из шеренг попере­менно является то наступающей, то обороняющейся. Руководитель регулярно проверяет правильность выполнения изученных приемов в отдельных парах (рис. 133).

Другой методической формой является выполнение приема одним или несколькими бойцами по указанию и, если нужно, по команде одного из обучающихся по очереди. Такая форма изучения помогает углубленному анализу техники.

Систематически должна проводиться индивидуальная работа по заданию (рис. 134).


Соревновательная работа по заданию проводится так же, как и парное обучение. Проверка результатов производится по одной паре на дорожке в центре; при большом количестве занимающихся — на нескольких дорожках.

Бой с преподавателем проводится так же, как индивидуальный урок.

В простых атаках вначале изучаются прямой укол вне соединения с выпадом. В парном обучении вначале дается понятие о соединениях и переменах соединения. Проработка соединения и перемены соеди­нения проводятся на прямых ногах, левая рука свободно опущена. Владеют и меняют соединение первые и вторые номера — попеременно. Одни способствуют выполнению приема другими.

После изучения перемены соединений на месте прорабатываются различного вида перемены соединения в боевой стойке в комбина­ции с движениями (шагами). Пример: первые номера владеют со­единением «шаг — вперед», переменить соединение в 4-е; при этом 2-е номера деляют «шаг назад» и т. д. Данный предварительный раздел перед простыми атаками прорабатывается с целью выработки чувства дистанции и изучения соединений в связи с действиями бойца, работающего в паре. Дальнейшая методика обучения простым действиям представлена в таблицах. Команды и выполнение действий, данные для первых номеров, для вторых номеров в таблице не ука­заны. При обучении прием выполняют попеременно первые и втерые номера. Перед каждым приемом преподаватель демонстрирует и по­ясняет технику и тактику новых движении. Для изучения приема даются краткие распоряжения или команды.


Обучение простым атакам


п/п

Команды и распоряжения руководителя

Действия нечетных номеров

Действия четных номеров

Методические указания

1

Средняя дистанция, «в исходное положение становись»

Принимают исходное положение

То же

Учесть равнение

2

«Закройсь»

Боевая стойка

в соединении

То же

Вторично дать указание об учете дистанции

3

Вторые номера принимают укол. Первый номер «показать укол — коли». «Закройсь»

Показ укола, укол с выпа-

дом, возвращение в стойку

Принимают укол в грудь,

отведя оружие в 4-ю по-

зицию. Берут 6-е соединение

Обусловить, что вторые номера не обороняются, отводя оружие в 4-ю позицию. Повторение

3—5 раз

4

Уколы с выпадом

«Первые номера — коли». «Закройсь, коли» и т. д.

Укол, возвращение в стойку, укол и т, д.

То же; 2 раза

Требовать движения

руки вперед и слитного движения при уколе с выпадом.

5

То же из 2-й позиции «Вторым — закройсь». «Первые номера — коли», «вторым — закройсь», «коли» и т. д.

Берут 2-е соединение. Укол снизу вверх.

Возвращение в стойку во 2-е соединение, укол

2-е соединение.

Остается во 2-й позиции

Обратить внимание на винтообразное движение руки, на укол.

6

Прорабатываем перевод. «Закройсь», «первые номера показать перевод», «закройсь», «показать перевод, закройсь» и т. д.

Закрываются в стойку, показывают перевод и закрываются.

Повторяют показ перевода

5—6 раз

Закрываются в стойку.

Остаются в 6-й позиции.

Нажимают на оружие первых номеров в

6-ю позицию

Указать на нажим оружия

7

«Первый номер — перевод»

Выполняют перевод

Нажим на оружие противника

Повторяют 2—3 раза

8

«Самостоятельно

выполнить перевод

5 раз первые номера,

затем вторые номера — начинайте"

Выполняют перевод, затем принимают укол

Нажим на оружие противника, затем выполняют перевод

Проверить каждого

занимающегося. В процессе выполнения указать главные ошибки

9

«Прорабатываем перенос. № 1—показать перенос». «Закройсь»

«№ 1 — перенос» и т.д.

Действия те же, как и в

переводе

Действия те же, как и в

переводе

.

Последовательность

та же, указать, в каких случаях выполняется перенос


При изучении простых атак без защит, уколы даются из различных соединений и из положения вне соединения. Для бльшей динамичнссти между приемами уколов включаются передвижения шеренг. Обязательно выделяется некоторое время на самостоятельное изучение приема занимающимся. При использовании индивидуального обучения следует обратить внимание на точное направление острия оружия, на работу пальцев и кисти, на мягкое, ненапряженное держание всей руки. Амплитуда движения острия по мере совершен­ствования постепенно уменьшается.

В начале обучения уколы производятся из 6-го соединения, постепенно приучая к работе из всех остальных соединений и из положе­ния вне соединения. Следует избегать выработки у занимающихся привычных соединений. При выполнении атак необходимо разно­образить величину выпада, заставляя занимающихся, учитывая рас­стояние, делать малые, средние, большие выпады, тем самым при­учая к владению дистанцией. С этой же целью должно иметь место сочетание движения выпада с передвижениями как бойца; так и руководителя.

В дальнейшем обучении в широком разнообразии применяются сочетания атак с выпадом, с пробежкой и защитами. Чередование наступательных и оборонительных действий в уроке, создающее благо­приятные условия для регулирования плотности нагрузки, должно быть широко использовано.


Обучение защитам


Вначале изучаются защиты от прямого укола в соединении — отводом. Обращается внимание на небольшой отвод в сторону, осу­ществляемый в последний момент. Вначале прием атаки дается с показом укола, затем без показа, слитно в один темп. В дальнейшем обучении изучаются защиты отбивом, круговые и уступающие защиты.

Пример защиты от простых атак


п/п

Команда и распоряжений руководителя

Действия нечетных номеров

Действия четных номеров

Методические указания

1

Изучается защита отводом. «Закройсь»

Боевая стойка


6-е соединение


Не закрываться раньше начала атаки. Не нажимать на оружие.

№ 1—показать укол

Показ укола

Отводят оружие в 6-ю позицию

Защита в последний момент

№ 1—укол, № 2— отвод в шестую— «коли»

Укол

2

Изучается защита отбивом. «Закройсь»,

Боевая стойка


Владеют 6-м соединением

Обратить внимание на тонкость и преимущество перевода, на короткий резкий толчок противника по оружию

1 №—колют переводом в 4-ю, 2 №—берут 4-ю защиту,

1 №—«коли»

Выполняется

перевод

Берут 4-ю защиту

3

Изучается круговая защита. «Закройсь».

1 № — показывают укол близко, около оружия, 2 № берут с кругом 6-ю, «начи-най», «коли», «закройсь», «стой»

Боевая стойка, на команду «и» показывают перевод

в 4-ю, на «два»

закрываются

Владеют 6-м

соединением

На команду «раз» берут 4-ю круговую

защиту

Небольшой круг, незначительно отвести

в сторону.

Первые номера выполняют перевод, вторые номера с кругом 6-ю «1 № — перевод»

«Закройсь» и т. д.

Перевод

С кругом 6-я защита

То же

4

Изучается уступаю-

щая защита. 1 №—наносят прямой укол, 2 № — берут 1-ю уступающую защиту

Боевая стойка




Промежуточное 6-е соединение



То же, переводят оружие противника на свою сильную часть

«1 №—коли»

Выполняют прямой укол

Уступая, на давление, теряют соединения и отводят оружие

противника в 1-ю защиту


После изучения каждой защиты занимающиеся закрепляют тех­нику в процессе самостоятельной работы по заданию попеременно: один атакует — второй обороняется, и наоборот. Постепенно включаются соревновательные элементы.

В дальнейшем обучении: а) включаются оборонительные дей­ствия уходом назад; б) защита сочетается с ответными атаками. В индивидуальном обучении (уроке) сначала должна быть проверена правильность защит отводом; по мере закрепления изучаются защиты отбивом и круговые.

Предварительная команда преподавателя должна быть словом, исполнительная действием: посылом оружия на укол, с активным движением вперед шагом пли полувыпадом. Совершенствование защит проводится сочетанием их между собой и в комбинации с различного рода передвижениями и атаками.

В индивидуальном уроке преподаватель должен выступать в роли бойца. Однако все действия должны оканчиваться нанесением укола преподавателю.


Обучение ответным атакам


Ответные атаки изучаются в связи с простыми атаками и защи­тами, без выпада, затем с выпадом. В начале обучения наступающий боец должен предоставить возможность выполнить ответную атаку. Затем он обороняется быстрым уходом с выпада, далее — уходом и взятием защиты, а обороняющийся во всех случаях стремится успеть дать ответную атаку без выпада. Последними изучаются ответные атаки с выпадом на уход противника. Изучение ответных атак дается вначале после 4—6—2 защит, далее — 7—8—1—3—5. В заключение осваиваются ответные атаки после круговых и уступающих защит.


Пример ответов после защит от простых атак


п/п

Команды и распоряжения

руководителя

Действия

нечетных номеров

Действия

четных номеров

Методические указания

1

Изучается ответ после защиты отводом. «Закройсь», 1 № атакуют прямым уколом, 2 № защищаются отводом в 6-ю и ответ без выпада

Боевая стойка—промежуточное 6-е соединение


1 № — «коли», «закройсь»

Выполняют прямой укол.

Возвращаются в стойку

Отводят оружие в 6-ю защиту и дают ответ. Возвращаются в 6-е

соединение

1 № остаются на выпаде до команды, «закройсь»

2

1 № колют с переводом, вторые номера защищаются

4-й защитой и дают ответ

Боевая стойка

Владеют 6-м соединени-ем. Берут 4-ю защиту— отбивом и дают ответ прямым уколом. Возвра-щаются в 6-е соединение

2 № взять соединение

То же

1 № — «коли», «закройсь»

Выполняют перевод

3

Ответ после круговой защиты. «Закройсь». 1 № колют—перево-дом, 2 № защищаются с кругом 6-й. 1 №.— «коли», «закройсь».

Боевая стойка, 6-е соединение, владеют 2 №

2 № взять соединение

Выполняют перевод

Возвращаются в стойку

Берут с кругом 6-ю защиту и дают ответ прямым уколом. Возвращаются в 6-е соединение

Выполняют медленно,

затем быстро


4

Ответ после уступающей защиты. «Закройсь». 1 №. колют прямым уколом, 2 № берут, уступающую защиту и дают ответ «снизу»

1 № — «коли»

Выполняют прямой укол

Берут уступающую защиту и дают ответ — прямым уколом

Обратить внимание на развертывание руки при ответе уколом

„Закройсь"

Возвращаются в стойку

Возвращаются в 6-е соединение

5

Ответ после защиты с выпадом. «Закройсь». 1 № колют—переводом. 2 № защищаются отбивом в 4-ю и дают ответ переводом с выпадом на уход противника

Боевая стойка

Владеют 6-м соединением


1 № перевод

Выполняют перевод и, уходя с выпада, берут 4-ю защиту.

Получают укол

Берут 4-ю защиту и дают ответ с переводом и с выпадом

После атаки 1 № быстро уходят с выпада

«Закройсь»

Бкрут соединение

Возвращаются в стойку



При изучении ответных атак необходимо чередовать ответы пря­мым уколом, переводом и переносом в различные части тела против­ника. В дальнейшем обучении сочетание ответных атак проводится с движением назад после защиты.

Соревновательные элементы в данном разделе могут даваться с задачей одним номерам атаковать и довести атаку, другим — отбить атаку и дать ответ уколом. При индивидуальном обучении ответным атакам следует обратить внимание на небольшую амплитуду защит. После защиты по кратчайшему пути острие рапиры направляется на ответ-укол, с тем, чтобы рука при ответах выпрямилась до отказа, смягчаясь в связи с дистанцией. После ответа боец не опускает руку, а немедленно принимает боевую стойку.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..