поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ..
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ФЕХТОВАНИИ НА РАПИРАХ
Рапира — один из основных видов учебного фехтовального оружия. Ниже подробно излагается методика обучения фехтованию на рапирах. Детальный разбор основных методических положений даст возможность ripn описании эспадрона и штыка отмечать лишь наиболее характерные для указанных видов оружия методические особенности.
I. ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ В ФЕХТОВАНИИ НА РАПИРАХ (Изучение основных положений и движений)
Для более удобного объяснения используются условные обозначения (рис. 123).
Для изучения основных положений и движений наиболее удобны следующие построения: а) мри небольшом количестве занимающихся (12—20 чел. в одной шеренге, рис. 124) размыкание производится вправо, влево, или от середины на одну руку (согнутую в локте или вытянутую); б) при количестве более 30 чел. построение практикуется в две и более шеренги, в зависимости от численности группы (рис. 125, 126) и условий помещения.
Держание рапиры и переход в учебную стойку
После показа и объяснения способа держания оружия руководитель, отдав распоряжения взять рапиру за рукоятку, проверяет у каждого правильность держания, указывая при этом на ошибки. После проверки правильности держания оружия объясняется и показывается стойка «смирно» с оружием, переход в исходное положение, а из него в учебную стойку на два счета. Рекомендуется вначале производить движения по разделениям с подсчетом: «раз — два». Затем показывается стойка «вольно». Для лучшего усвоения указанных движений даются дополнительно приемы, которые прорабатываются занимающимися самостоятельно без Команды: а) в исходном положении отвести вперед правую ногу на 20— 30 сантиметров и четко приставить каблук к каблуку под прямым углом; б) в фехтовальной стойке выпрямить ноги, проверить правильность положения правой, левой руки, ног, согнуть ноги в коленях и снова выпрямить. В процессе самостоятельной работы занимающихся руководитель проверяет качество выполнения переходов в исходное положение и в учебную стойку отдельно у каждого обучающегося. По мере усвоения приемы выполняются в более быстром темпе, изучаются переходы из стойки в исходное положение и из исходного положения в стойку «смирно». Из учебной стойки изучаются сбор и приветствие. В дальнейшем учебная; стойка выпвлняется на один счет. Ошибки в учебной стойке: 1) напряженная стойка — боец с силой сжимает оружие в руке, правое плечо приподнято, левая рука напряжена, приподнята вверх или введена назад; 2) правая нога — не на боевой линии, носок и колено повернуты внутрь; 3) ноги недостаточно согнуты, тяжесть тела неравномерно распределена на обе ноги; 4) плечи и таз сильно повернуты вправо или влево; 5) туловище отклонено назад, центр тяжести передан на сзади стоящую ногу; 6) сильный наклон туловища вперед, с передачей центра тяжести на впереди стоящую ногу; 7) ступни ног расставлены слишком широко или слишком узко.
Обучение бойца передвижениям
Передвижения бойца вперед, назад, в стороны выполняются из, учебной стойки. После показа и объяснения тактического значения шагов изучаются учебные шаги вперед и назад, самостоятельно и под команду. Следует иногда требовать акцента соответствующей ногой и давать его под счет «раз—два», при быстром выполнении — «раз». В начальном периоде изучения шагов следует требовать выполнения их с ускоренным акцентом — «пристукиванием» каблуком о пол, при шаге вперед — сзади стоящей ногой, при шаге назад — впереди стоящей ногой. В бою шаги должны быть быстрые, плавные, эластичные и, в зависимости от надобности, могут быть малые, средние или большие (широкие). При выполнении широкого шага вперед нужен более глубокий присед в стойке. Величина шага в бою, с точки зрения выигрыша дистанции при сближении, зависит от перестановки или подтягивания левой, сзади стоящей ноги к правой. Чем ближе поставлена левая нога к правой, тем большая выиграна дистанция. При обучении шагам следует прорабатывать шаги различной величины, производимые в различном темпе и с изменяющейся быстротой. При передвижениях вперед в условиях боя, сзади стоящая левая нога может переставляться как на полный след, так и на переднюю часть стопы. При дальнейшем обучении шагам, для обучения сочетанию шагов после распоряжения о движениях подается команда: «вперед», «назад» и т. д. Следует усложнять движения с сочетанием их в упражнения (например: два шага вперед или назад, один вперед — два назад, два назад — два вперед). После сочетания вперед и назад дополняются шаги в сторону, команда: «шаг вправо», «шаг влево», упражнения: «шаг назад — шаг вправо», «шаг вперед — шаг влево», «два назад — шаг вправо» и т. д. (рис. 127).
В целях борьбы с утомлением мышц при нахождении в фехтовальной стойке допустимо в момент, когда нет оснований ожидать атаки противника и боец сам не предполагает нападать, шаги впередвыполнить из стойки с выпрямленными ногами, принимая одновремено с шагом вперед боевую стойку. Разновидности шагов: малые, большие, скользящие, двойные и др. прорабатываются после изучения выпада и позиции, отдельно и в сочетании между собой. Ошибки в движениях учебного шага. 1) Передвигаясь вперед или назад, боец высоко поднимает или тянет по полу ногу. 2) При постановке ног боец ставит стопу на полный след. 3) Боец выпрямляет и вновь сгибает ноги, допуская излишнее качание корпуса в передне-заднем или боковом направлениях. После учебных шагов, на которые не следует специально уделять много времени (так как они повторяются в сочетании с другими приемами), изучается основное движение фехтования — выпад.
Обучение выпаду
В начале объясняется тактическое значение, показывается выпад и возвращение из него и отмечаются основы механики движения. Затем начинается изучение выпада с предшествующего ему движения вытягивания руки на команду «показать укол» и последующую команду «коли». Выпады выполняются вначале под команду. После самостоятельной работы занимающихся над выпадом и проверки каждого бойца движение выпада прорабатывается в сочетании с шагами, в упражнениях: а) «шаг вперед (назад)» — «показать укол» — «коли», «закройсь» — «шаг назад», б) «с шагом вперед (назад)» — показать укол», «коли», «закройсь» — «шаг назад» и т. д. В начальном обучении, при выполнении выпада, не следует требовать максимально широкого выпада. Учебный выпад должен быть средним. Внимание занимающихся надо обратить на легкость, непринужденность, быстроту, эластичность движения, на свободное маховое движение голени правой ноги вперед. Необходимо дать прочувствовать занимающимся энергичное выпрямление левой ноги при выбрасывании вперед правой голени. После правильного выполнения выпада следует прорабатывать разнообразные выпады (малые, средние, большие, выпад назад, левой ногой, закрываться вперед и делать повторные выпады и т. д.). Характерные ошибки при выполнении выпада. 1) Сила начального разгибательного движения сзади стоящей ноги направлена больше вверх, чем вперед. 2) Отсутствует активное разгибательное движение голени вперед. Нога ставится на полную ступню «шлепком», а не перекатом пятки. Угол впереди стоящей ноги острый. 3) Таз низко опущен, «провален» или чрезмерно приподнят. 4) Корпус в конечном движении продолжает по инерции «ложиться» на переднюю ногу. 5) Сзади стоящая, левая нога согнута, стопа не прижата к полу, 6) Левая рука не опущена, опущена несвоевременно, резко опущена назад — влево и выходит из плоскости тела. 7) По возвращении с выпада начальное движение назад производится не тазом, а головой и корпусом, правая нога не переставляется, а тянется по полу. После изучения выпада, возвращения с него назад и вперед в стойку (сочетания с показом укола и шагами) изучаются позиции и переходы позиции,
Обучение позициям
Позиции и переход из одной в другую изучаются в следующем порядке: вначале основные позиции 6—4—2, затем 1—7—8 и последними 3—5—9. Не менее целесообразно изучение позиций в другой последовательности: 6—4—7—8, затем 1—2 и последними 3—5—9. После обоснования и соответствующего показа позиции выполняются под команду руководителя: «четвертой — закройсь», «шестой — закройсь», «второй — закройсь», и т. д., т. е. указывается номер позиции и термин «закройсь»1. В процессе изучения позиций и переходов из одной позиции в другую (под команду руководителя и самостоятельно) необходима индивидуальная проверка каждого бойца с использованием преподавателем своего оружия (направляя конец его в соответствующий сектор тела бойца после предварительной команды). Изучая переходы из одной позиции в другую, необходимо подбирать наиболее целесообразные, применяемые в бою, или наиболее эффективные с точки зрения выработки тонкости движений сочетания позиций. Следует также сочетать позиции с шагами и выпадами в соответствующих упражнениях, как например: а) «с шагом вперед 4 закройсь»; б) «с шагом назад 6—4 закройсь», «коли», «закройсь»; в) «с шагом вперед 2—4 закройсь, коли 4 закройсь, шаг назад». Для выполнения упражнений команда может быть такой, как например, описанные выше упражнения. При этом последнее слово является исполнительной частью, или же после разъяснения подается команда: «упражнение начи—най». Изучение переходов из одной позиции в другую следует проводить в двух методических вариантах: а) плавным, гибким переходом из одной позиции в другие, без усиления напряжения мышц предплечья; б) переходом с фиксацией конечного положения за счет сжимания пальцев кисти. В первом случае рекомендуются следующие переходы:4—6; 4—6—7—8; 4—6—2; 4—б—7—3 и т. д. Во второй случае рекомендуются переходы: из 6-й позиции 4—6—2, из 2-й позиции 4—6—2, из 4-й позиции 6—2—4, из 6-й позиции 7—4—6, из 7-й позиции 4—6—7, из 4-й позиции 6—7—4, из 6-й позиции 4— 7—7—3 и т. д. Следует во втором случае постепенно усиливать темп движения (например, из 6-й позиции выполняется переход в 4-ю — сжимание пальцев, в 6-ю — сжимание пальцев, более быстрый переход в 2-ю с резким сжиманием, незначительная пауза и далее 4—6 и вновь повторение). В процессе изучения основных положений и движений, для проверки качества усвоения материала, проводятся соревнования с учебной целью на десятибалльную оценку техники основных положений и движений. Организация этой формы соревнований представляется в следующем виде: все занимающиеся сидят, по вызову руководителя очередной с правого или левого фланга выходит в центр зала на дорожку и выполняет под команду руководителя соответствующие приемы. При большом количестве занимающихся они разбиваются на несколько групп, если работают одновременно несколько преподавателей. Задания не должны быть сложными. Проверка основных приемов производится следующим образом: «и исходное — становись», «закройсь», «шаг вперед», «шаг назад», «показать укол», «коли», «четвертым— закройсь», «шестым — закройсь», «вторым — закройсь», «коли», «сбор», «смирно» и т. д. За мелкие ошибки (недостаточно развернутый носок или колено, высоко или низко левая рука и т. п.) снимается 0,5 балла. За крупные ошибки (неправильная стойка, положение руки, ног, туловища, неправильный выпад и т. д.) снимаются один — два балла. Дальнейшее совершенствование техники основных положений и движений осуществляется на следующем, втором этапе обучения.
содержание .. 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ..
|
|
|