поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
ФЕХТОВАНИЕ В ЦАРСКОЙ РОССИИ
Имеющиеся весьма немногочисленные источники указывают на появление фехтования в России в первой половине XVII в. Фехтование, как заимствованное западноевропейское «шпажное искусство», вначале имело характер забавы и предназначалось для потехи царя и его придворной знати. Фехтование получило в дальнейшем развитие в эпоху Петра I. В книге «Юности честное зерцало»1, изданной по повелению Петра I, пишется: «Младый шляхтичь, или дворянин, ежели в эксерциции (в обучении) своей совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к томуж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть». Петр I, решивший дать достаточное образование своему дворянству, отправлял дворян в Англию, Голландию, Италию, Испанию и другие государства, где они, проходя курс обучения, наряду с другими предметами изучали и фехтование. По указу Петра I в 1701 г. в Москве было создано учебное заведение нового типа. Это была школа математических и навигационных наук, в которой впервые в истории учебных заведений фехтование вводится как обязательный предмет. Оно называется «рапирная наука», за успехи в которой ученики получали дополнительное жалование. Для изучения «рапирной науки» был отведен специальный рапирный зал. Обучением фехтованию руководили иностранцы. Вторым учебным заведением, в котором фехтование являлось обязательной «наукой», была гимназия пленного немца Эрнста Глюка, основанная в 1703 г. в Москве. В 1719 г. указом Петра I основывается Морская Академия в Петербурге, где также вводится «рапйрная наука». Сюда для преподавания фехтования был взят иностранец Гейман. В последующий период фехтование вводится и в провинциальных учебных заведениях. Так было, например, в 1758 г. во вновь открытой казанской гимназии, где от учащихся требовалось «уменье фехтовать в торжественных собраниях и прочих показательных выступлениях»2. Во второй половине XVIII в. фехтование вводится в военных учебных заведениях. По уставу 1766 г. фехтование было причислено, к разряду художественных дисциплин. Фехтование изучалось также в гимназиях, в университетах и в особых воспитательных училищах. В народных училищах фехтование, так же как вообще физическое воспитание, совершенно отсутствовало. Примерно к этому времени (1764—65 гг.) относится приезд в Россию наиболее выдающегося и авторитетного для того времени швейцарского мастера фехтования Бальтазара Фишера. Проработав более 30 лет над обучением «благородного российского юношества», Фишер (примерно в 1795—96 гг.) выпускает первую книгу по фехтованию на русском и французском языках: «Искусство фехтовать во всем его пространстве, новое описание со всеми нужными познаниями, как хорошо владеть шпагою». Это было первым и единственным руководством по фехтованию на русском языке, которым широко пользовались в то время. Фишер, работая в учебных заведениях, широко использовал публичные «ассо» — вольные бои, которые пользовались большим успехом у любителей фехтования. Помимо этого Фишер пропагандировал фехтование в специально созданном им фехтовальном училище. Последующие иностранцы — Розенфельд, Фревиль, Фошоли, Де-шамб и другие наряду с преподаванием фехтования в учебных заведениях занимались частной практикой преподавания фехтования на дому. Труд Фишера «Трактат о фехтовании»3 написан специально для рапиры. В нем раскрывается методика обучения фехтованию, содержание уроков и разбор технических приемов французской школы. Так, в первой части, говоря о стойке, он дает следующие указания; «...тело чтобы держать прямо и чтобы оно упиралось на левую ногу» (рис. 27).
Поклон изучался следующим образом: «Стукни дважды правою ногою, а левою принимайся за шляпу... кланяйся зрителям правою рукою, отступая левою ногою на три следа от правой. Ударь дважды правою ногою и левую приставь пяткою к пряжке правой ноги. Надень потом свою шляпу и, проведя шпагу перед собою, встань к обороне в кварт правою ногою». В III части о держании шпаги: «Не жми никогда шпаги в руке, разве когда отбиваешь и колешь, ибо в противном случае большой палец легко может окостенеть и потерять свою силу». В IV части о левшах: «...чтобы атаковать левшу, старайся всегда пристать сверх рапир, чтобы можно было делать маленькие биения или скользить вдоль ею шпаги и колоть под рукою». Упражнение с машиной — сердцем: «Сия машина состоит из деревянного разукрашенного сердца, с двумя блоками и веревочкой. Она полезна для тех, которые не имеют времени ходить в фехт-залы. Упражнения в оной состоят в том, чтобы держать веревочку в левой руке и, сидя надлежащим образом (в стойке. А. Ф.), сердце поднять кверху и, опустя оное, выпасть и стараться в него попасть на лету. Сия машина не только сохраняет практику фехтовать, по и полезна здоровью» (рис. 29). Руководство по фехтованию и, в частности, изобретение такой «машины» надо отнести к несомненным заслугам Фишера.
Из русских преподавателей первым является Иван Ефимович Сивербрик1, ученик Фишера. 18 лет от роду, в 1796 г., он уже преподает фехтование в 1-ом кадетском корпусе; позже — в Пажеском, 2-ом кадетском, Морском и Константиновском корпусах, в училище правоведения и в других учебных заведениях. Сивербрик имел фехтовальный зал и в своей квартире. В 1821 г. он организует при Константиновском военном училище школу помощников преподавателей фехтования (мониторов) с трехлетним сроком обучения. Окончившие школу распределялись по кадетским корпусам. Фехтование вводится как обязательная часть физического воспитания в государственных учебных заведениях. Во 2-й половине XVIII в. в Россию постепенно начинает проникать из-за границы итальянская школа фехтования на саблях и эспадронах, которая уже в XIX в. доминирует над французской школой. Особенно широкое распространение итальянская школа получила с приездом итальянского фехтмейстера Боноро. В конце XVIII в. в армии вводится обязательное ношение шпаги для командного состава2. Таким образом, фехтование в России XVIII в. являлось общепризнанным и необходимым элементом дворянского воспитания и преподавалось как обязательная дисциплина во всех кадетских корпусах, некоторых военноучебных и гражданских учебных заведениях. Существовали также домашние школы; устраивались публичные «ассо». Но всем этим пользовались исключительно дворяне. В начале XIX в. открывается много новых общеобразовательных учебных заведений, в которых было введено и фехтование. Так, в харьковском университете преподает с 1812 г. фехтование профессор Сивокт3. В киевской 1-ой гимназии уже в 1813 г. преподает иностранец — профессор фехтования Урсс4. С 1812 г. фехтование изучается в Александровском лицее5 и т. д. Наибольшее развитие фехтование получает в Петербурге во второй половине XIX в. В Петербурге распространяется любительское фехтование, во главе которого стоял капитан Гайзенфельд. В 1851 г. в Петербурге открылся императорский фехтовальный зал гвардейских офицеров, в котором преподавал И. Сивербрик — профессор фехтования6. Годом позже, в 1852 г., Сивербрик выпускает первый русский учебник фехтования под названием «Руководство к изучению фехтования на рапирах и эспадронах». Чтобы дать еще большую возможность офицерам изучать фехтование, в 1857 г. организуется С.-Петербургский офицерский фехтовально-гимнастический зал в Инженерном павильоне. С 1860 г. начали устраиваться соревнования по фехтованию на императорские призы — сначала раз в год, а затем и два раза в год. К соревнованиям допускался исключительно офицерский состав. По правилам розыгрыша разыгрывались 1-й и 2-й призы. Соревнования состояли из предварительного и окончательного. Предварительное соревнование разделялось на уроки, которые брали все бойцы, и на вольные бои. Во время вольных боев записавшийся на 1-й приз не должен был иметь ни одного поражения от бойца 2-го приза, в противном случае он терял право на дальнейшее участие в соревнованиях. Победитель императорских призов получал звание чемпиона России по данному виду оружия лишь в том случае, если он два года подряд выигрывал 1-е место (приз) или выигрывал 1-й приз у прошлогоднего победителя. В 1890 г. был учрежден военно-фехтовальный гимнастический зал в Варшаве для войск Варшавского военного округа, который в скором времени достиг одинакового фехтовального уровня с Петербургским фехтовальным залом. Любительское фехтование развивалось крайне медленно. В Москве существовало лишь 3 зала любительского фехтования. Зал Апушкина (преподаватель Александровскрго военного училища), зал Понса (преподаватель 3-го кадетского корпуса) и зал Житкова (преподаватель Алексеевского военного училища). В 1908 г. при Петербургском фехтовальном зале организовались офицерские окружные курсы, куда два раза в год командировалось по 25 офицеров сроком на 4 месяца. Позже, в 1909 г., к этим курсам прибавились гимнастические фехтовальные курсы для унтер-офицеров, из которых за 4 месяца школа выпускала помощников офицеров по фехтованию. В 1909 г. 6 октября курсы были реорганизованы в Главную гимнастичёско-фехтовальную школу на 100 слушателей по образцу французской Жуанвилльской школы. В школе было 9 преподавателей фехтования, среди которых работали известные Тернан (французская школа), Боноро (итальянская школа), Киавери (итальянская школа) и другие. Эти преподаватели имели частные фехтовальные школы для любителей и для подготовки преподавательского состава. Из этих школ вышли наши мастера — В. М. Захаров, заслуженный мастер спорта, орденоносец Т. И. Климов и другие. С 1 сентября 1910 г. в Москве начала функционировать военная фехтовально-гимнастическая школа, в которой преподает Апушкин (рапира, эспадрон), Мареев (эспадрон) и Люгарр (штыковой бой и бокс). Выпускаемые Главной гимнастическо-фехтовальной школой, Варшавской и Московской школами кадры начали культивировать фехтование ив других городах. В результате фехтование стало развиваться в Туркестане, Харькове, Новочеркасске, Твери, Елизавет-граде, Чугуеве, Одессе, Киеве, Севастополе, Туле, Таганроге, Коломне, Вильно, Риге, Рыбинске, Томске, Смоленске и других городах. В начале XX в. довольно широко стали проводиться соревнования по фехтованию. Ежегодно в Петербурге на приз первенства высших учебных заведений по рапире и эспадрону устраивались соревнования среди студентов университета, политехнического и технологического институтов. Петербургская спортивная лига проводила ежегодно первенство лиги по эспадрону и рапире. Ежегодно проводились командные соревнования воспитанников военноучебных заведений. В Москве в это время развитие фехтования уже стоит на значительной высоте. В императорском Московском лицее ежегодно устраивались фехтовальные турниры. Необходимо отметить первый всероссийский фехтовальный турнир 1908 г., проходивший в Одессе, на первенство всех высших учебных заведений. В 1912 г. в Киеве состоялась всероссийская олимпиада по фехтованию, в которой встретились бойцы всех организаций и учебных заведений. В соревнованиях принимали участие и женщины. В 1912 г. команда русских фехтовальщиков участвовала в V Стокгольмской олимпиаде. В Стокгольме русские успеха не имел»» — никто из участников не получил даже классного места. Небезынтересны записки Г. Дюперрона, который был представителем России на V олимпиаде. «В составе фехтовальщиков мы немного надеялись на успех. Наши бойцы на рапирах побиты все до одного. Причина простая — наши не умеют состязаться. Отлично фехтуют (т. е. берут урок. А. Ф.), но с противником теряются, да и судьи оказались неопытные». Интересно отметить мнение наших и других бойцов о судьях: «Судьи слабые. Этим пользовались опытные бойцы. Они спорили с судьями, уходили с дорожек, разыгрывая победителей и оскорбленных. В начале состязаний были сцены, ошеломившие русских участников... швед (хозяин) получил удар от немца и не только старался скрыть его, но даже отрицал полученный удар. Когда же немец решился сказать ему «Вы тронуты», швед подскочил к нему и вытянул его рапирой по спине. Растерянные судьи старались уладить дело миром». Иностранцы признавали, что у русских есть школа, но нет опытности. Причиной поражения русских бойцов явился тот фехтовальный застывший академизм, на котором базировалось старое фехтование в России. С начала империалистической войны 1914 г. развитие фехтования затормозилось. Из краткого очерка развития фехтования в царской России можно сделать вывод, что фехтование проникло в Россию из западно-европейских стран и являлось средством военной подготовки, воспитания и развлечения -исключительно для привилегированных слоев населения. Характерным для фехтования был академизм. Он выражался в отрыве тактики от техники, искусственности движений, большой статичности в работе и длительности обучения. Фехтование до Октябрьской революции было доступно лишь узкому кругу лиц — дворянству и военным специалистам. Существовавшие домашние и частные школы фехтования были платные, поэтому широкие народные массы не имели никакой возможности заниматься фехтованием. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции фехтование становится достоянием широких масс трудящихся и входит как составная часть в комплекс ГТО — основу советской системы физической культуры.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
|
|
|