СОВРЕМЕННАЯ БАННАЯ ПРОЦЕДУРА.  УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ИЗ ИСТОРИИ БАНИ

  Главная        Учебники - Спорт      Восстановление работоспособности с помощью массажа и бани (Буровых А. Н., Файн А. М.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

СОВРЕМЕННАЯ БАННАЯ ПРОЦЕДУРА.  УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ИЗ ИСТОРИИ БАНИ



Баней и водно-термическими процедурами с незапамятных времен пользовались многие народы мира. Историю появления бани связывают со строительством рядом с жилой пещерой парного отсека, в котором делалось небольшое углубление для воды и разводился костер.

Банная процедура как средство гигиенического ухода за телом, предупреждения и лечения заболеваний широко применялась различными народами. Например, на острове Крит были обнаружены следы цивилизации, существовавшей за тысячу лет до расцвета Древней Эллады; среди дорог, дворцов, бассейнов были обнаружены и бани. Древние инки использовали куполообразные паровые бани. Кроме того, у них была распространена своеобразная банная процедура — зарываться в нагретый стог сена.

В наши дни в Каире демонстрируются выдолбленные в камне кушетки-ванны для массажа и банных процедур, которые принимали египетские фараоны. Принимающий процедуру ложился на такую предварительно прогретую кушетку, его обливали попеременно теплой и горячей водой с благовониями, умащивали и растирали разными способами.

Расцвет бани как средства укрепления здоровья, совершенствования физического развития и лечения некоторых заболеваний связан с расцветом Древней Эллады и Римской империи. Большое внимание банной процедуре уделяли Гален и Гиппократ, считавшие, что стареющий организм надо согревать и увлажнять. Они же рекомендовали баню при многих известных в то время заболеваниях. Римские императоры, стремясь завоевать расположение народа, строили великолепные бани-тер-мы. Так, термы Антония Каракаллы, поражавшие своей красотой, занимали площадь более 12 гектаров и могли одновременно вместить 2500 человек. Здесь же в садах и на террасах можно было послушать певцов, музыкантов, ораторов, поэтов, посетить библиотеку. На площадках проводились спортивные состязания и различные игры, продавались произведения искусства и предметы роскоши. Баня в то время была единственным местом, где не существовало сословных различий. Император Диоклетиан построил еще более роскошные термы на 3500 человек, при них имелось 3000 купален и 3 бассейна с проточной водой, один из которых был гигантских, даже по нынешним понятиям, размеров — полтора на полтора километра. Туристы, посещающие в наши дни реставрируемые термы, построенные императором Андрианом в предместьях Рима, восторгаются поразительным их совершенством.

Термы давали возможность принимать паровые, суховоздушные, а также холодные процедуры. В помещении с сухим и влажным паром обычно находились 5—8 мин, а затем ныряли в бассейн с проточной холодной водой или переходили в залы, где проводились различные водно-термические процедуры и массаж, можно было заниматься физическими упражнениями или отдыхать. Служители при термах следили за печью, выполняли массаж, срезали мозоли и выщипывали волосы.

Христианская церковь запретила верующим пользоваться баней, что привело к резкому увеличению кожных и инфекционных заболеваний. Только после возвращения крестоносцев с Востока бани снова стали распространяться в Европе. По преданию, английский король Генрих IV даже учредил орден Бани, кавалеры которого получали привилегию мыться в бане. В XV и XVI вв. частные и общественные бани в Европе были достаточно широко распространены. Особой популярностью в то время пользовались так называемые королевские бани в Праге, где собиралось избранное общество. Их посещали и пражские ученые, которые «услаждались в кадушках с теплой водой, дабы голова мыслила яснее...»

Многократно описанный в литературе современный вариант римско-ирландской бани, модернизированный доктором Бартнером, физиологически хорошо обоснован как весьма эффективная оздоровительно-гигиеническая процедура, состоящая из трех, следующих друг за другом заходов в помещения с температурами 30, 40 и 50—60°. В последнем, наиболее горячем, помещении пол устлан кирпичами с отверстиями, через которые вместе с горячим для облегчения дыхания подается и свежий воздух, стены пышут жаром, но нет «паровых толчков». Процедура заканчивается растираниями шерстяной перчаткой, массажем, обливанием теплой и прохладной водой или плаванием в бассейне.

Видоизмененная разновидность греческих терм получала название турецких бань. Источником пара в таких банях служит подогреваемый снизу специальными топками пол, который поливают для образования пара.

В истории России баня сыграла большую роль как эффективная оздоровительно-гигиеническая процедура, за которой утвердилась слава поистине чудодейственной. По мнению историков, русская баня помогла народу в условиях практического отсутствия медицинской помощи перенести эпидемии и массовые заболевания, косившие народы Западной Европы. Обычай париться вениками существовал у славянских племен издревле. В Лаврентьевской летописи в записи за 945 год есть упоминание о бане при дворе Ольги в Киеве. Подробное описание древнерусской бани с вениками и холодными обливаниями сохранилось в описании о новгородских банях. В Уставе Великого князя Владимира, датируемом 996 годом, упоминается о банях, устраиваемых для немощных.

Русская баня с раздельными парилкой и предбанником, а также обязательной трубой, выводящей дым от печки-каменки на улицу, получила в народе название «баня по-белому». Менее комфортабельным и упрощенным вариантом является *баня по-черному», состоящая из одного помещения, в котором печь-каменка не имеет трубы, а дым выходит непосредственно в парную, а оттуда через дверь или специальное отверстие — наружу. Такие бани строились чаще в тайге на зимовьях охотников и промысловиков, хотя существовали отдельные местности в России, где «бани по-черному» строились и в жилых поселках.
На юге России с давних времен применялись различные банные процедуры непосредственно в домах: в печь после протопки, выгребания углей и золы настилалась солома или сено, а затем туда забирался парильщик с ушатом воды. Походный вариант русской бани сохранился до сих пор и применяется охотниками и геологами, не имеющими возможности оборудовать стационарную баню. О русской бане написаны трактаты и научные труды, ей пели гимны многие замечательные писатели, тонкие знатоки этого народного ритуала: А. Пушкин,

М. Лермонтов, А. Толстой, М. Горький, В. Гиляровский, А. Фадеев, А. Твардовский, Л. Леонов, Г. Марков, А. Вознесенский, В. Шукшин.

В последние годы в нашей стране и за рубежом широкое распространение получают финские бани — сауны. В сауне, как и в русской бане, для образования пара поддают воду на раскаленные камни очага каменки; после хорошего разогрева финны предпочитают холодную купель.

В японской бане (домашний вариант — офуро, общественный— сантэ) моющийся сидит в деревянной бочке, наполненной водой и подогреваемой снизу печкой. Вместо воды в бочку могут засыпаться нагретые опилки, измельченная трава, отруби от риса или их смеси с добавлением различных ароматических веществ. Японцы очень гордятся своей баней и придают ей большое значение в системе укрепления здоровья, закаливания, профилактики и лечения различных заболеваний. Японской баней пользуются народы Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В настоящее время возрождаются добрые традиции бани, которые принесут еще большую пользу, если будут развиваться с учетом современных условий и знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..