СНАРЯЖЕНИЕ
АЛЬПИНИСТОВ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ ПО СКАЛЬНОМУ РЕЛЬЕФУ
Молотки скальные служат не только
для забивания крючьев, но и для обработки скальных выступов при
организации страховки. Металлическая ручка молотка имеет
резиновое или пластиковое покрытие. На рис. 190 показаны приемы
выбивания (выдергивания) крючьев при помощи молотка. Для большей
надежности и долговечности петли из репшнура стали заменять
стальным тросом и даже короткими кусками стальной цепи, Это
приспособление получило название «выдерга».
Рис. 190 Скальный молоток.
а — общий вид, б — страховочный карабин и петля, в — порядок выбивания
крючьев; г — выдергивание крючьев
Амортизаторы. По виду работы
поглощения энергии можно выделить:
б) амортизаторы последовательного разрыва элементов («косичка»
Саратовкина, ленточный прошивной БЭПУ).
Шайба Штихта (рис. 191) в сочетании с карабином на крюке или на
грудной обвязке — в настоящее время одно из простейших устройств
для динамической страховки. Использование шайбы Штихта может
дать практически любое снижение усилия протравливания как за
счет трения через перегиб, так и за счет
значительного качественного эффекта
зажимания веревки между карабином и шайбой, даже при
использовании для спуска по веревке.
Восьмерка создана для спусков, но успешно применяется и при
динамической страховке. Использование восьмерки (рис. 192) для
страховки непосредственно на крюке по эффективности снижения
усилия протравливания весьма высоко (КСтр = 4) и примерно равно
шайбе Штихта. Эффективность работы при размещении восьмерки на
страховочном поясе с пропусканием веревки через карабин на
ближайшем крюке дает (Кстр = 8).
Узел УИАА позволяет проводить страховку идущего первым одной или
двумя руками, выдавая или выбирая страховочную веревку через
карабин; хорошо работает только на мягкой, эластичной веревке.
Узел перераспределяет нагрузку, приходящуюся на страхующего, на
страховочный крюк. При этом на самого страхующего приходится
усилие торможения всего 10—40 кг.
В случае крепления страховочной системы на грудной обвязке
страхующего направление его страховочной петли должно совпадать
с направлением ожидаемого рывка (рис. 193). Наиболее надежной
будет система страховки при использовании трех крючьев
(выступов); первый — для страховки партнера и крепления узла
УИАА; второй — для самостраховки, на которую должна передаваться
нагрузка при срыве; третий — просто для самостраховки.
Все указанные выше тормозные системы существенно облегчают
работу страхующего, однако применять их надо с осторожностью и
только после накопления опыта работы с ними на страховочном
стенде. Без достаточного навыка их применения чрезмерное
закрепление веревки может привести к созданию ситуации глухого
рывка на точке страховки.
Принципиально новая автоматическая система динамической
страховки Абалакова призвана исключить субъективизм страхующего,
его эмоциональность и лихорадочность движений, а главное—
отсутствие достаточного опыта в работе с веревкой.
Амортизатор Абалакова (рис.
194)—плоский шарнирный зажим, охватывающий веревку. Сила сжатия,
а значит, и величина трения для конкретной веревки плавно
регулируются с помощью зажимного винта с тарированной шкалой.
Таким образом, максимальное усилие, безопасное для конкретной
ситуации, может быть установлено заранее. Запас веревки для
страховки размещается в специальной кассете на грудной обвязке
страхуемого.
Система автоматической страховки, предложенная В. М. Аба-лаковым,
но целому ряду причин пока не нашла массового применения в
альпинизме, но на ее основе продолжаются работы в этом
направлении.
Вторая группа амортизаторов — с последовательным разрывом
соединяющих элементов. Амортизатор «косичка», предложенный В. Д.
Саратовкиным, имеет широкий диапазон усилий срабатывания и
пригоден на всех видах рельефа. Он многократного действия. На
его изготовление или реставрацию после разрыва уходит всего 20
минут, причем от изготовителя не требуется высокой квалификации.
О способах изготовления и применения мы уже говорили, а здесь
укажем, что на скальных участках маршрута используется
«косичка-250», рассчитанная на усилие срабатывания 250 кг. Для
этого стандартно изготавливаемую «косичку» в местах переплетения
петель следует связывать капроновым шнурком диаметром 3 мм и с
разрывным усилием 60 кг.
Рис, 194, Амортизатор В. М. Абалакова:
1 — обвязка, 2 — запас страховочной веревки для протравливания (1,5—1,8
м), 3— соединительный карабин, л —
гайка барашек натяжения щек, 5 — щека левая. 6 — а правая, 7 — проводник
для присоединения к страховочной веревке
Ленточный амортизатор БЭПУ является
энергопоглощающпм устройством, работающим на принципе
последовательного разрушения механических сопротивлений заранее
заданной постоянной нагрузкой. По такому же принципу работают и
другие амортизаторы, выпускаемые промышленностью и
предназначенные для верхолазно-монтажных работ. К сожалению, все
они имеют серьезные недостатки: они одноразового пользования и
рассчитаны на максимальную нагрузку в пределах 300—400 кг.